Воины Ислама.
Классический для индийского фильма сюжет, в основе которого борьба Добра и Зла, заканчивающаяся, естественно, победой Добра. Но если в старом добром индийском кино конфликт носит, как правило, сугубо личный характер (история частной жизни героя, сталкивающегося с жестокостью и несправедливостью мира, в котором он живет, и смыслом жизни которого, его главной целью становится желание отомстить злодею за обиды, нанесенные ему и его близким, и где главным негодяем является лесной разбойник или алчный и сластолюбивый махараджа - образ, надо сказать, всегда несколько условный и схематичный), то здесь конфликт приобретает совсем иное, качественно новое звучание. Он более глобален, более масштабен. Теперь силы Зла олицетворяет ни кто иной, как главарь террористической организации (Масуд Кодри – Гулшан Гровер), а идеи Добра несет в себе Воин Света (Арджун Туфан - Митхун Чакраборти), офицер, да просто Солдат, верой и правдой всю жизнь служивший своей стране и изгнанный из рядов индийской армии из-за нелепой ошибки. Теперь он занимается разведением овец. Есть ли занятие более мирное, более далекое от той жизни, которую Арджун вел прежде? Но ему приходится вновь вернуться к ней, потому что, позволю себе повториться, он прежде всего Солдат, для которого благополучие и безопасность своей страны превыше всего. Именно ему суждено противостоять исламистам, которые борются за независимость штата Кашмир, принадлежавшего некогда Пакистану (история известная, фильм основан на реальных событиях). И он вступает в это противоборство, презрев и забыв все свои прежние обиды.
Герой Митхуна в этом фильме проповедует истины, довольно опасные сегодня, когда борьба с терроризмом стала проблемой № 1 в мире, когда везде и всюду звучат призывы бороться с врагами безжалостно и бескомпромиссно, что называется, «на уничтожение». И это верно, это абсолютно бесспорно. Террористов, объявивших войну старикам, женщинам и детям, и пытающихся оправдать свои зверства «высокими идеями Ислама», надо уничтожать, чтобы убить зло, как говорится, «на корню». Но Арджун пытается бороться с террористами другими методами, не оружием, а словом, убеждением, проповедуя философию «непротивления злу насилием». Не случайно несколько раз он появляется в кадре на руках с ягненком, олицетворением кротости и покорности. Но так ли кроток и покорен герой? И с кем, в конечном итоге, ведет он борьбу? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо ответить еще на один: что привело всех этих людей в террористическую банду? Ведь как сказал один из героев фильма, террористами не рождаются, ими становятся.
Итак, лагерь сепаратистов. Как реально, как правдиво показан быт этих людей, с какой точностью выписан каждый образ! Создается впечатление, что мы видим документальные кадры, где все – правда, каждый человек реален. Здесь и мужчины – Воины Ислама, здесь же их женщины и дети. Все они убеждены в правильности своих идей, в священности своей борьбы. Это – «избранное общество», где неверным нет места, и где предателей уничтожают, без жалости, без слез, без сострадания. Леденит кровь одна сцена: убийство человека, понявшего и принявшего правду Арджуна. Он не хочет больше жить так, как жил прежде, он осознает себя, мусульманина, индийцем, осознает всю нелепость и бессмысленность борьбы, которую вел столько лет со своей страной, неразрывную связь с которой он вновь обрел. Он умирает со словами: «Да здравствует Индия!» Убийство совершается на глазах всех, в том числе и детей. И действительно, стынет кровь в жилах от ужаса, ведь даже дети взирают на эту сцену бесстрастно, не отводят глаз, поскольку подобные вещи давно стали для них обыденностью. Кем станут впоследствии эти дети? Ответ, по-моему, очевиден...
Заслуживает отдельного внимания и история другого героя. Он (Нур Азад – Адития Панчоли) пришел в банду, став жертвой обмана. Террористы, заинтересованные в том, чтобы привлечь в свои ряды честного, сильного и бесстрашного воина, врываются к нему в дом под видом полицейских и убивают членов его семьи при попытке ареста возлюбленного его сестры, мирного журналиста, обвинив последнего в принадлежности к террористической деятельности. Нур Азад озлобляется, уверенный в том, что причиной его несчастий стала индийская полиция, и объявляет войну своей стране. Надо ли говорить, что, узнав всю правду о том, что произошло в тот роковой день, он прозревает. Теперь он по другую сторону баррикад, рядом с Воином Света.
Так с кем же ведет борьбу Арджун и так ли он кроток? Отнюдь… Да, пока остается надежда на обращение, на возврат к праведной жизни тех, кто вступил на преступную дорогу в силу своих заблуждений, а не убеждений, он действует словом. Но как только сталкивается лицом к лицу с подлинным Злом, он становится беспощаден. И именно от его рук погибает главный Злодей, главарь террористической банды Масуд. Выполнив свою миссию, Арджун вновь возвращается к мирным занятиям. Последний кадр фильма пробирает зрителя «до мозга костей»: герой видит в руках бывшего сепаратиста национальный флаг Индии и слышит все те же слова: «Да здравствует Индия!» В глазах его слезы, а на губах улыбка: он исполнил свой священный долг перед своей страной, он выполнил свою высокую гуманистическую миссию, доказав, прежде всего, себе самому правильность своей философии «непротивления злу»…
Теперь, собственно, об актерской работе Митхуна. Честно признаюсь, нового, сегодняшнего Мита я открыла для себя совсем недавно. И очень страшилась этой встречи, боясь разочароваться в кумире своего детства. Напрасно. Да, его игра стала другой, он стал более сдержан, более суров. Я имею в виду не только работу в «Воинах». Теперь и герой его стал иным: он реже улыбается, чаще молчит. Но как же красноречива его немногословная игра! Весь талант, весь гений этого уникального актерского дарования – в его глазах, из которых, кажется, навсегда исчезли веселые, озорные чертенята, и в которых осталась только печаль, глубокая, непознанная, вечная… Зато каждое произнесенное им слово наполнено таким глубоким смыслом, что слушаешь его, затаив дыхание, боясь пропустить малейшую интонацию, мельчайший нюанс. И как же преображается его лицо, когда озаряется редкой, но такой знакомой, лучезарной, только его, Мита, улыбкой! Вот он, прежний Митхун Чакраборти, все тот же «танцор диско», узнаваемый и любимый! В «Воинах Ислама» звучит музыка Баппи Лахири, и Мит танцует под эти завораживающие ритмы по-прежнему молодо, и, как всегда, божественно! Фильм с синхронным переводом, что дает возможность слышать голос актера и в полной мере оценить его актерский талант. Ведь что скрывать, в старых, любимых фильмах его зачастую дублировали не лучшим образом, и его игра, а, точнее, зрительское восприятие его игры, от этого несколько проигрывало. А Митхун Чакраборти играет не только своей внешностью и пластикой, но и голосом, и это поистине великая игра! Еще раз подчеркну, в «Воинах Ислама» все монологи, произносимые Митом, наполнены глубоким философским содержанием. Собственно, на них и держится весь фильм, именно они несут в себе основную смысловую нагрузку. Рекомендую всем, кто еще не видел, посмотреть этот фильм, открыть для себя другого Митхуна Чакраборти и в полной мере оценить его гениальную игру.
Фильмы с переводом
lovemity.narod.ru
Напишите мне
|