Любовь не сломить.
(Pyar Jhukta Nahin)
Начну с того, что «Любовь не сломить» - один из немногих фильмов, который всегда, неизменно вызывает у меня слезы, сколько бы раз я его ни смотрела. Что-то в нем задевает за живое, за кажущейся простотой сюжета скрывается нечто, что заставляет не просто сопереживать героям, но определенным образом примерять их судьбы на себя. Невольно задумываешься о несовершенстве человеческих взаимоотношений, о том, что не всегда мы умеем правильно расставить в них приоритеты и в конечном итоге сами оказываемся виноваты в том, что все сложилось не так, как того хотелось бы. Я думаю, дело тут в особой «жизненности» сюжета, так далекого от привычной болливудской «love story», в которой традиционный «happy end» предполагает, как правило, счастливые лица брачующихся в финале героев. А часто ли задумываемся мы о том, что же было дальше, после свадьбы? А после свадьбы была целая жизнь, жизнь со всеми ее радостями и печалями. И оказалось, что для этой жизни одной любви мало, что необходимо уметь слушать и, главное, СЛЫШАТЬ друг друга, и за досадными, но неизбежными мелкими обидами и неурядицами увидеть и сохранить главное – то трепетное, нежное чувство, которое когда-то соединило двух людей, сделав их неотъемлемой частью друг друга. Аджаю (Митхун) и Прити (Падмини) понадобились для этого годы, и смело можно сказать, что обретенное ими наконец счастье в полной мере оказалось выстраданным и, главное, ОСОЗНАННЫМ.
Фильм так много шума наделал в свое время и был так популярен, что подробно останавливаться на сюжете, я думаю, излишне – он известен всем. Достаточно вспомнить переполненные, утопающие в зрительских слезах кинозалы и длинные очереди в билетные кассы. Мне вспоминается одна солидных лет дамочка, которая сидела рядом со мной в промерзшем кинотеатре (зима была, мороз градусов 25, не меньше) и безудержно и безутешно рыдала, глядя, как печальный Митхун пел колыбельную своему мальчику. Я тогда подумала, а чего это она так убивается, ведь ребенок не остался же сиротой при живых родителях, ведь есть же у него папа, и мама, Я БЫЛА УВЕРЕНА, обязательно найдется. Сейчас, по прошествии многих лет, понимаю, что не о судьбе несчастного дитятки грустила дамочка, просто действительно очень это трогательно и грустно: несчастный, одинокий отец, смысл жизни которого теперь, когда потерял он единственную свою любовь, заключается в сыне. И Митхун прожил судьбу своего героя, как всегда, настолько убедительно и сильно, что не поверить ему просто нельзя. Ну кто еще, скажите мне, на такое способен?!
Примечательно и важно в фильме то, что его создатели намеренно не ориентируют зрителя на поиски виноватых, так как виноватыми в той или иной мере оказываются все. Поясню. Замечательный, умный, интеллигентный Аджай, очень независимый и ОЧЕНЬ ГОРДЫЙ. Отлично. Качества, вызывающие истинное уважение и восхищение. Прити, богатая девушка без определенных занятий, не испорченная деньгами, очень милая и добрая, просто чудесная девушка. И, конечно, злой и жестокосердый папа (Денни), не замечающий никого и ничего вокруг, не видящий ничего «дальше своего носа», ставящий во главу угла свое финансовое благополучие и фамильную гордость. Опять же и его понять можно: как отдать свою единственную дочь за бедного фотокорреспондента, который не в состоянии «купить жене сари за пять тысяч рупий»? Тем более что на горизонте давно выкристаллизовался богатый завидный жених из самой из Америки! Все в лучших традициях Болливуда. Но… несмотря на длительное и упорное папино сопротивление, наши влюбленные наконец-то сочетаются законным браком. Так что же теперь мешает им быть счастливыми, что мешает наслаждаться каждым днем, проведенным вместе? Почему в конце концов они расстаются? Только ли навязчивое вмешательство в их жизнь родителей Прити тому виной? А если попробовать быть более чуткими, более терпимыми друг к другу? Если не бросать друг другу по всякому поводу горькие, обидные упреки, а постараться прислушаться к душевной боли и страданиям любимого человека и попытаться понять и как-то облегчить их своим участием? Думается, тогда нашим героям не пришлось бы так много страдать. И как часто случается в жизни, только в разлуке они осознали всю важность тех мелочей, которыми так легко пожертвовали когда-то. Обед, приготовленный заботливыми руками любящей женщины, веселое и радостное утреннее пробуждение («Так не будят, так сон прогоняют!») и сердце, когда-то вырезанное на дереве где-то в Симле, высоко в горах. Ну как не вспомнить здесь старую истину – что имеем, не храним…
Да, много раз я пыталась представить в роли Аджая другого какого-нибудь актера. Ведь много же в Болливуде известных, талантливых, любимых… Много, никто не спорит. А Митхун один. Он, как всегда, безукоризнен и прекрасен! Просто любуюсь им в каждом кадре, он завораживает всем, каждой мелочью. Хотя не скрою, даже сейчас, как и прежде, его Аджай зачастую вызывает у меня желание запустить в него каким-нибудь тяжелым предметом и заорать дурным голосом: «Не делай этого! Протяни руку, ведь вот оно счастье, совсем близко, просто протяни руку и возьми его!» Опять же, какой другой актер способен вызвать у зрителя столь сильные и противоречивые эмоции? НИ-КА-КОЙ!
Одним словом, зрелище это хорошо всем и, в первую очередь, участием сами знаете кого. Закончу тем же, чем начала. Несмотря на счастливый финал, фильм оставляет легкую грусть и слезы, вызванные досадой на несовершенство и несправедливость нашей жизни. Хотя кого винить в этом, кроме самих себя?
Главная страница
Фильмы с переводом
Напишите мне
|