Meri Pyaari Bahania Banegi Dulhania  

За окном духота, слышится Punjabi MC, машины сигналят, не забывая отвратительно вонять при этом. В общем - чисто Калькутта. Ну, почти. И тут этот фильм. Деревенский. Одним словом, такое бывает только в деревне. Это только дураки считают, что город - это большая деревня. Не-е-т. В городе - каждый сам за себя. А в деревне - один за всех, а все ... по-разному, конечно бывает.

В деревне нет искусственных потребностей, как в городе. В деревне люди производят пищу, одежду, посуду. А в городе - развлечения. Pyar это не PR, Не знаю я что написать про этот фильм, правда. Все понимаю, все так и должно быть, но написать что?

Гаев: Вот с этого крыльца я видел, когда мне было шесть лет, как мой отец шел из церкви.
Раневская: Ладно, поехали в город.
Ну что-то типа того.
Граждане! Не меняйте сад на все эти ц/к, в/у, санузел совмещенный, дом кирпичный, одна семья, две семьи, первый и последний не предлагать, много подсобных помещений...

Да, деревня. Все там настоящее, чем... И дом из глиняных горшков не выглядит хрупким, потому что они скреплены чем-то хорошим, надежным и красивым. Правда?

Попробую просто прояснить для себя те идеи, которые в этом фильме проявились, по, против или помимо воли его создателей.

Как показалось, это прежде всего - гимн деревне, как воплощенной идее "простой жизни и возвышенного мышления". Поступки героев, их ежедневная работа, способы проявления чувств – все служит этой цели, прославлению вечной мировой деревни, которая почему-то еще не исчезла совсем. (Во как завернул. Плачут все!)

Деревня - яркими красками сари, восходов и закатов, природы и одежды. Краска даже льется, как на празднике Холи и сопровождает любовь Джанаки и Кешава. Жители - заняты настоящим делом, не каким-нибудь виртуальным идиотизмом - они делают горшки, сари ткут и красят. И делают это виртуозно и гармонично. Есть тут конечно и заминдары с их вечным лагааном, но все это ничего, вполне терпимо.

Деревня соревнуется с городом в основном заочно, город проявляется в виде своих агентов, таких, как Бирджу и Расиклал. Но они боятся деревни. Один пытается залить ее своим дурацким дезодорантом, скрыть ее настоящий, пусть и резковатый, запах. Даже друг, девушка - все должно быть обработано, стерилизовано и вырвано из этой вонючей земли. Другой - вроде бы свой, (пьянствовать и играть в карты научился в городе, скорее всего) но его агрессия, конфликт - типичны для городского жителя. Хотя оба они, естественно, местные уроженцы. Откуда же им взяться, не с Луны же.

На фоне этой, основной выразительной задачи воспевания деревни постепенно раскрываются поддерживающие и подчеркивающие ее дополнительные "сюжетные линии", как это обычно говорится. Вернее, одна линия. Итак, одна основная и вторая, иллюстрирующая ее прекрасно и естественно (безусловно, заслуга создателей). Я сам уже запутался, но говорю я вот о чем.

О чем же? А, ну да, первая - это воспевание деревни, а вторая – любовь Джанаки и Кешава. Они любят друг друга, так, как это происходит в традиционном индийском обществе, которое ярче всего проявляется, конечно же, в деревне. Чем же специфична эта их любовь?

Так вот. Сравним поведение влюбленных в рассматриваемом нами фильме и взятом для контраста отечественном сериале "Граница. Таежный роман" (или что-то там такое, связанное с пограничниками). Возможно, ты смотрела этот опус, по крайней мере, несколько серий. Естественно, такое сравнение сильно грешит и сильно притянуто за уши, я использую его просто чтобы "выбить слезу". Это не очень честно, но если я что-то перепутал - поправьте меня, если у вас рука поднимется (фу, как примитивно).

Вспоминается эпизод из этого «Таежного романа», где героиня просит своего мужа вытащить из горящего дома своего же любовника, обещая ему за это вечно быть с ним. После того, как он (муж) делает это, она просит его теперь отпустить их, так как она его (любовника) очень любит и все такое. Т.е. проводится идея самоценности любви, которая освобождает человека ото всех социальных и прочих условностей, дает ему индульгенцию на совершение практически любого действия. С уверенностью можем заявить, что эта идея - одна из самых популярных и плодотворных в западном (в т.ч. и русском) искусстве и культуре еще со времен Возрождения. Она возникла параллельно с новой концепцией человека, как "венца природы", "мерила всех вещей", "орудья Божьего на Земле" и т.п.

В индийском фильме слышится другое отношение к этой ситуации. Любовь рассматривается персонажами как возможность некоего прыжка от маленького "себя" к Большому. Любовь делает их очень чувствительными, сочувствующими. Они раскрываются, расцветают для окружающего мира. Теперь для Джанаки и Кешава сделать что-то даже не во вред кому-то, а просто чуть хуже, чем раньше, оправдывая это своей любовью - ужасно, бесчестно, фальшиво. Любовь не может для них служить объяснением эгоизма, она его явный враг. Известная пословица гласит, что, если замужняя женщина влюблена в чужого мужчину, она начинает выполнять свои домашние дела очень хорошо. По той же самой причине.

В фильме, который я недавно смотрел - "Тулсидас", - жена Тулсидаса, известного поэта и святого, автора "Рама-чарита-манасы", просит его вернуться домой, после того, как он ушел в лес. Но, когда люди просят ее не отнимать у них Тулсидаса, она говорит, что не хочет, чтобы на женщин пало обвинение в эгоизме и уходит одна домой. Эта тема - женской жертвенности, также очень значима в фильме. Каждый герой заслуживает детального и почтительного описания. Но лучше всего это делается в самом фильме, самими авторами и актерами. Игра Митхуна Чакраборти очень хороша. Трудно сказать, как без его вдохновения выглядел бы этот фильм. И это правда.


Рецензии
lovemity.narod.ru
Напишите мне



Hosted by uCoz