Материнская клятва
Баббар Субхаш, Баппи Лахири, Митхун Чакраборти... Достаточно имен, чтобы заинтересовать зрителя, хоть каким-то образом знакомого с индийским кинематографом и в свое время увлеченно наблюдавшего за судьбой бедного мальчика Джимми, ставшего знаменитым танцором «диско». Несколько лет спустя – новое попадание «в яблочко», новый суперхит – «Танцуй, танцуй», затем «Коммандос», «Жертва во имя любви» - фильмы, давно любимые и по праву занявшие свое почетное место в золотой коллекции индийского кино, ставшие его классикой и сделавшие актера, сыгравшего в них главные роли, знаменитым и любимым не только в своей стране, но и во всем мире. Митхун стал актером Субхаша, этот режиссер создал особый тип «танцующего супергероя», которого прежде не знал индийский кинематограф. И молодой актер воплотил этот образ на экране идеально, так, как мог это сделать только он и никто другой. Действительно, Мит у Субхаша танцует больше, чем в других фильмах. Его герой узнаваем, но каждый раз Митхун добавляет в этот образ что-то новое, и в этом уникальность его игры. Ведь часто актер, удачно сыгравший какую-либо роль, впоследствии уже не может избавиться от так называемых «штампов» и из фильма в фильм эксплуатирует один и тот же образ. Герои Митхуна, несмотря на всю свою внешнюю похожесть, всегда разные, у каждого из них свой характер, своя история.
Фильм «Материнская клятва» (1984 г.) стал очередной удачей Субхаша. В главной роли, наряду с такими звездами индийского кино, как Смита Патиль и Амриш Пури, естественно, Митхун. Две роли, две истории, две абсолютно разные жизни…
Итак, богатый наследник Сатиш (Митхун Чакраборти), потеряв отца, попадает в полную зависимость от своего опекуна (Амриш Пури), желающего прибрать к рукам все его состояние, задавшегося целью сделать Сатиша душевно больным человеком, полностью подавить его волю, убить в нем всякое человеческое начало и справившегося с этой задачей блестяще. Сатиш вырастает именно таким, каким хотел видеть его опекун: слабым, безвольным, безропотно терпящим все издевательства своего мучителя. Единственный человек, который искренне привязан к Сатишу – это его няня в исполнении актрисы, в «Танцоре» сыгравшей мать Джимми. Честно говоря, в «Материнской клятве» она понравилась мне больше, чем в «Танцоре» и «Танцуй, танцуй». Судьба сталкивает Сатиша с бедной девушкой Арти (Смита Патиль), которая связана с шайкой воров. Преследуя корыстную цель выкрасть из дома своего знакомца все драгоценности, Арти выходит за него замуж. Сатиш счастлив: наконец-то он нашел в этом жестоком мире родственную душу, человека, рядом с которым он мечтает прожить всю жизнь, отдав ей все нерастраченное тепло своего большого, исстрадавшегося, истерзанного сердца. Даже узнав, что Арти попросту хотела обокрасть его, Сатиш не меняет своего отношения к ней, и его слова: «Если ты меня оставишь, я умру», звучат так просто, так естественно! И Арти отказывается от своих первоначальных планов, мечтает только об одном – быть рядом с мужем, любить его, ведь он, как никто другой, достоин этой любви. Но счастье оказалось недолгим: Сатиш погибает на глазах жены от рук своего мучителя, и Арти дает клятву: ее сын, который должен появиться на свет и которому не суждено узнать своего отца, должен свершить возмездие. Она воспитает его настоящим мужчиной, не знающим поражений, обреченным на победу. Он вырастет и отомстит за смерть отца. Иначе не может быть, именно в этом видит она теперь смысл своей жизни.
«Беззащитность как нервный центр во мне… Мне причиняли боль очень часто, но я не могу причинять ее другим. Вот почему важно, что человек получает в жизни испытания, чтобы стать лучше, чтобы не причинять боли другим…» Под этими словами самого Митхуна мог бы подписаться и Сатиш. Простите мне эту дерзость, уважаемые нелюбители индийского кино и творчества Чакраборти в частности, позволяющие себе пренебрежительные оценки и злые насмешки в его адрес, но этого героя Митхуна я поставлю в один ряд только с такими вечными образами, как Иисус, князь Мышкин и булгаковский Мастер – больше не с кем. Одному Богу известно, как Миту удаются подобные перевоплощения! Актер продумывает каждую деталь: походка, интонации, жесты – здесь все работает на образ. Достаточно вспомнить затравленный взгляд Сатиша, когда он смотрит на своего истязателя, его опущенную голову, согбенные плечи, неуверенную, семенящую походку, дрожащие руки, голос, которым он произносит раз и навсегда затверженную фразу: «Я сумасшедший…» А как самоотверженно, но так нелепо и неуклюже он бросается с кулаками на обидчика своей Арти! И это тот же самый Митхун, не раз демонстрировавший на экране виртуозное владение всеми возможными видами боевых искусств! Потрясающе! Поистине, нет предела совершенству этого актера!
Но вернемся к сюжету. Арти удалось сдержать свою клятву. Через двадцать лет после гибели Сатиша их сын Авинаш (Митхун), узнав всю правду о своем отце, свершил возмездие. Порок наказан, Справедливость восстановлена. А как иначе? В индийском кино по-другому не бывает. В роли Авинаша Мит наконец-то предстает перед зрителем в своем привычном качестве: сильный, бесстрашный, непобедимый покоритель женских сердец, бесподобен, как всегда! Но и здесь Митхун оказался оригинален. Чего только стоит одна сцена, когда он танцует и поет на кладбище в окружении восставших из своих могил мертвецов! Достаточно тяжелое зрелище! Вообще, я впервые в индийском кино обнаружила элементы триллера. Но даже здесь, с чудовищным, зверским оскалом вместо своей привычной обворожительной улыбки, Мит прекрасен. Ничего, никакое мастерство самого лучшего гримера в мире испортить его не сможет. Никогда. Митхун есть Митхун!
В целом фильм оставляет очень тяжелое впечатление. Даже всегда такая легкая музыка Баппи Лахири здесь иная. Она так же завораживает, но воспринимается сложно, не с первого раза. К этой музыке нужно привыкнуть, нужно вслушаться в нее, чтобы распознать, услышать в ней привычные нотки. Актерские работы неоднозначны. Например, актер, сыгравший сына Удая, опекуна Сатиша (зритель должен помнить его по роли Сэма в «Танцоре»), меня приятно удивил. В «Танцоре» он выглядел, на мой взгляд, бледновато, а здесь ему удалось сыграть не просто привычного негодяя, но человеческую трагедию, если хотите, трагедию «маленького человека». Несмотря на немалое состояние, на всю свою власть, он человек слабый, никчемный. Вся его сила – в могуществе Удая, который своей мощью подавляет личность своего сына. Он способен любить, хотя любовь его так же эгоистична, как он сам, она не делает его лучше, сильнее, но это тоже любовь. Естественно, его возлюбленная предпочитает Авинаша, и этот факт становится последней каплей, он пытается свести счеты с жизнью, но неудачно. На мой взгляд, это одна из самых сильных сцен в фильме. А вот возлюбленная Авинаша с таким привычным для русского уха именем Лина (Салма Ага) меня совсем не впечатлила, какая-то она вялая, невыразительная, несмотря на свою яркую внешность и невозможные глаза.
Смите досталась возрастная роль: от юной девушки до матери взрослого сына, - и справилась она с ней блестяще. Образ выстроен детально, тщательно, психологически точно. Светлая память этой великой актрисе. Мы помним, мы любим, мы ценим.
Амриш Пури… До сих пор не могу свыкнуться с мыслью, что и он покинул этот мир. Такая яркая актерская индивидуальность! Его роль в «Материнской клятве» достаточно сложна. На первый взгляд, абсолютный Злодей, который не должен вызывать ничего, кроме отвращения. Но и такой негодяй, как Удай, оказался способен на самые простые человеческие чувства. Его единственная настоящая привязанность, его истинная любовь – это сын, трагедию которого он переживает как свою личную трагедию. Прекрасная работа!
Про Мита все сказано выше, добавить нечего. Когда видишь его на экране, оказываешься под властью таких чувств и эмоций, передать которые никакими словами невозможно. Просто смотрите и наслаждайтесь. Рекомендую…