«МЫ ВПЯТЕРОМ» (HUM PAANCH)
Этот фильм был снят в 1980 году, и стал режиссёрским дебютом Бапу в хинди-кинематографе. Он выбрал римейк популярного в 1978 году в южных штатах фильма Путтанна Кангала.
Большую дозу удовольствия, я думаю, получит тот зритель, который (подобно большинству Индийских зрителей) сведущ в великих индийских творениях эпосе MAHABHARATA и RAMAYANA, именно эти зрители могут смаковать путь, который искусно повторён режиссёром Бапу. Но это отнюдь не повторение легендарных строф. В фильме дано иное толкование эпоса в современном сельском контексте, как эпический рассказ о делении на касты и о притеснении представителями высших каст низкорождённых «неприкасаемых». Другая половина зрителей получит удовольствие от великолепной кинематографии, которая берет полное преимущество бурного пейзажа деревни Мелкати, (в южной части Индии близ города Карнатаки) и вырисовывающихся на экране руин индийского города Виджайнагара.
Индийский эпос вплетён в фильме в сложную сюжетную линию. Здесь пять братьев Пандавов разделены между тремя семействами, а роль Драупади между двумя женщинами: Сундарья и Лакхья (Shabana Azmi и Deepti Naval); соответственно, имена их героинь означают "красоту" и "скромность" - две черты богини Лакшми, - одно из воплощений Драупади. Тхакур, Вир Пртап Сингх (Amrish Puri) местный zamindar (землевладелец), подобен тирану-радже. Тхакур Вир Пратап Сингх (Amrish Puri) представляет собой эпический образ демона Дурьодханы – символ похоти и жадности. Под плащом патерналистской беседы о защите и сострадании, поддержанный полицией и частной армией головорезов, он извлекает доход от сельских жителей в форме ткани ручной работы, сельскохозяйственных продуктов, земель и (когда он находится в настроении) извлекает ещё одного рода «доход» сексуальные домогательства их сестер и дочерей. С помощью добытой нечестным путем выручкой он посылает своего сына Виджая (Rupesh Kumar) в город для учёбы в колледже. На деле же Виджай познал в городе науку совсем иного рода - искусство обмана и мошенничества. Осуществление " плана развития деревни " поддержал и его папа.
Тхакур постоянно выслушивает льстивые речи и рекомендации коварного Шакуни Лалы Нансукх Прасада Шриваставы (Kanhaiyalal), который воплощает личный интерес низких но "незначительно чистых" каст (типа Shrivastavas или Kayasthas в северо-восточной Индии) кто подобострастно обслуживал феодальный порядок). Тхакур первоначально противопоставлен только его собственному племяннику, Арджуну (Raj Babbar), который рассержен по поводу наглого разворовывания своим дядей собственности семейства и "убийства" (через азартные игры и спаивание) его отца, а также Сураджа (Naseeruddin Shah); Его имя, означает "солнце", что является своего рода ссылкой на «Махабхарату», он несёт свет заблудшим и ослеплённым жителям деревни, становясь союзником Пандавов. В отличие от жителей деревни они носят городскую одежду, а не дхоти.
Особняком вырисовывается - Кришна (Sanjeev Kumar), младший брат Тхакура спаиваемый Вир Пратапом Сингхом; однако, он знает о преступлениях его старшего родного брата и фактически считает их, ожидая роковой отметки – сто грехов (это ещё одна ссылка на сцены из Махабхараты – убийство богом Кришной короля Шишупалы после совершения им сотни грехов). Сам тхакур не чувствует ни малейшего страха перед Богом, однако; он на словах призывает жителей деревни соблюдать "религиозные традиции" и "обычаи" когда это удобно для него (в лицемерных речах, наводящих на размышления, а на самом деле изощрённой ложью подобно данной им присяге в деревенском храме, и пренебрегает праздником в честь богини, развлекаясь в это время с очередной проституткой). Хотя фильм имеет осторожность по поводу высмеивания религии (набожный местный брахман находится на стороне угнетенных и обездоленных бедняков), но зритель понимает, что дело вовсе не в религии, а в осознании жителями деревни своего статуса, в отстаивании своего человеческого достоинства, а не просто в чтении священных мантр и слепого поклонения богу. Частица бога Кришны есть в сознании каждого отдельного жителя деревни. Она должна только заявить о себе "пробуждением" сельских жителей и подъемом сознания. Жители должны присоединится, к Арджуну и Сураджу, чтобы стать единым кулаком " мы впятером " - идеализация единства, освобожденных от кастовых предрассудков народных масс.
Эпические ссылки из MAHABHARAT многочисленны, творчески, и тщательно выбраны режиссёром и сценаристом (умные диалоги, в которых шутят об эпических параллелях) – это, на мой взгляд, украшает фильм. Несмотря на смесь в фильме образцов народной сказки и социалистической риторики, виды притеснения, которые изображены в фильме, все еще реальны и современны для Индии. Изображение Митхуном Чакраборти в начале фильма оскорбительного рабства безземельного жителя, «верной собаки тхакура» эффектно и в полную силу проявляется в преобразовании характера персонажа в мстителя (вцепившегося в бедро распущенного Тхакура) удовлетворят любой зрительский вкус. Сцены роковой игры в карты, а также сцена раздевания по приказу тхакура Лакхьи названной "скромностью", проповедь стиля Бхагаватгиты, "изгнание" из деревни пяти героев (трёхмесячное заключение в тюрьме), трусливая попытка сжечь их «живьём», и т.д. Эти события не происходят в их нормальной эпической последовательности и иногда вовлекает неожиданные персонажи, что только добавляет фильму привлекательности. Соответственно также, в фильме, близко связанном с древней эпопеей, сценарий постоянно разыгрывется, через диалоги Лалы. Это так сказать комментарий к фильму, переплетённый с эпосом..
А теперь вкратце о фильме.
Итак: действие фильма разворачивается в деревне (в поместье тхакура Вир Пратапа Сингха), которого как всегда великолепно сыграл Амриш Пури. В начале фильма все подданные живут обычной жизнью время от времени, то бишь по праздникам, и дням рождения своего хозяина получая подачки от своего помещика. Надо сказать, вся деревня просто обожествляет своего господина. В то же время тхакур нагло обирает свой народ, выигрывая в карты потом и кровью нажитое бедняцкое добро, а также и их земли. Ему этого мало, иногда молодые и красивые девушки проводят ночи не со своими любимыми, а в постели (не в меру любвеобильного) тхакура. Одной из них оказывается героиня Шабаны Азми (Сундарья). Он, соблазнив её пообещал на ней женится, (разыграв сцену перед ликом богини) да клятву то свою и не сдержал. Их «роман» продолжается недолго, в одно прекрасное время Сундарья (так звали героиню Шабаны) забеременела от своего помещика и тот сначала посоветовал ей сделать аборт, а так как она не согласилась ссылаясь на то, что, якобы вы же поклялись перед «большими глазами богини» на мне женится. Но не тут то было Вир Пратап Сингх, то бишь Амриш, отказался от своего обещания (позднее он поклянётся в храме на священном огне), несмотря на мольбу отчаяния. Девушка решила покончить жизнь самоубийством, так как иного выхода не было. Перед ней – две дороги, или смерть от рук братьев (Удай Чандра и Гульшан Гровер), или изгнание из общины. Вот здесь то и разворачивается дальнейшее действо. В деревню приезжает Сурадж (Насируддин Шах) – студент, который вынужден был бросить учёбу из-за нехватки денег, так как его отец постоянно тратит их на водку и на карточные игры в доме помещика. Это первый из пятёрки восставших против рабства. К нему постепенно присоединяются и другие смельчаки – Арджун (Радж Баббар) – племянник, тхакура, обиженный на своего дядю за смерть отца, Бхима (Митхун Чакраборти) – когда-то преданный слуга тхакура, и Кришна (Санджив Кумар) – младший брат тхакура, от безнадёжности пьющий «горькую», но не потерявший здравый рассудок. Он страстно ведёт агитацию среди тёмных, запуганных жителей деревни, и к тому же считает грехи тхакура (до 100). Объединив свои усилия, парни начинают бороться против Амриша, он жестоко избивает героя Митхуна, после того как тот пытается просить у него кровно заработанные деньги, чтобы купить мангалсутру для своей возлюбленной, а тот отказывает ему. Гнев когда-то преданного слуги вскипает с такой силой, что тхакуру становится не по себе. Он чувствует, как над ним сгущаются тучи. После очередной ссоры помещик четверых из пятёрки упекает в тюрьму. В то время пока они «тянут срок» за решёткой, он продолжает свои сексуальные оргии. Как то раз, к нему пришла невеста героя Митхуна, с просьбой освободить её брата, тхакур же (злыдень такой) предложил ей остаться на ночь у него, но здесь ему помешал Санджив Кумар, вовремя (или же не вовремя – как для кого) остановив его разгулявшийся пыл. Честь девушки была спасена. Тхакур рассвирипев, (что за дела такие?) оскорбившись уезжает в город к своему сынку, там с ним на пару, (вернее идея была сынка) они решили под видом сделки (постройки завода в деревне) обобрать до нитки подданное население. Тхакур наобещал «семь вёрст» до небес» и жильё, и работу, и стабильный заработок. Люди на эту приманку поймались (ну Амриш прямо таки как Сергей Мавроди) В итоге денежки уплыли. Это (как посчитал Кришна) был сотый грех тхакура. И тогда разъярённая толпа жителей деревни забила бедного Амриша палками, а перед этим ему ещё досталось и от Пандавов. (Арджуна, Бхимы, Сураджа, и двух братьев Сундарьи) Вот такой финал. Добро как всегда победило зло.
А теперь о игре актёров. Ансамбль актёров подобрался звёздный. Всё такие молоденькие…..
Амриш Пури.
Эта роль стала в какой-то мере для Амриша открытием. Если учесть, что фильм был снят в 1980 году, а Амриш в кинематограф пришёл в 1971 году. Это была, пожалуй, самая крупная работа (исключая фильмы Шьяма Бенегала). До этого он играл в основном небольшие отрицательные роли в коммерческом кино («DOSTANA», «NASEEB», «QURBANI»). В роли Тхакура он как всегда просто великолепен, роль создана для него. Никто из актёров ни сыграл бы так классно как это сделал Амриш. (кстати эта роль первоначально была предложена Амджаду Кхану, но Бапу с трудом настоял на кандидатуре Амриша Пури – огромная благодарность ему за это.) Здорово и убедительно получаются у него такого рода негодяи и подлецы. Особенно прекрасно снята самая первая сцена фильма, где тхакур выходя из дома, своим шарфом убивает голубя. Вот здесь то и раскрывается в полной мере его гадкий, жестокий и скверный характер. Великолепен он и в других сценах (в сцене клятвы на огне храме, в сцене охоты за Лакхьей, в сцене ночного свидания, в финальных сценах расправы и др.) Просто молодец!!!!! Образ Вир Пратапа Сингха, пожалуй, самый яркий персонаж в фильме.
Митхун Чакраборти.
Блистательно сыграл роль Бхимы. Это один из образов фильма кто наиболее был подвержен «внутренней перестройке» Как резко меняется характер его героя на протяжении фильма. От слепой, собачьей преданности тхакуру до ярого противоборства с ним. А как он танцует в фильме, (впрочем, как и везде) сверхвеликолепно. Хорош во всех сценах и в сценах гнева (ох, уж этот покрытой кункумой лоб), и в сценах радости. Мне кажется, именно в «Hum paanch» новой гранью открылся его талант, тогда ещё сравнительно молодого актёра.
Радж Баббар
Роль положительна. Сыграл хорошо. Но особых чувств не вызвал.
Шабана Азми.
Она мне нравилась всегда. В этом фильме роль Сундарьи сыграла безупречно. Хотя роль для неё обычна (соблазнили и бросили). Но зрителя за душу, думаю, зацепит мастерство её перевоплощения. По сценам фильма видно как меняется характер, просыпается душа и открываются глаза у бедной, исстрадавшейся женщины, которую все в деревне считают сумасшедшей. Недаром говорят, глаза – зеркало души.
Насируддин Шах.
Опять же его грустные глаза, по которым всё можно прочесть. Роль сыграна на высшем уровне, из 5 – 5. Из рода бунтарей. С каким темпераментом он объясняет слепым и оболваненным сказками тхакура людям, ЧТО он представляет из себя - «обожаемый» всеми помещик. А с каким темпераментом он бросается в «бой». Огонь. Недаром его имя Сурадж – солнце. Несущий свет.
Санджив Кумар
Этот в отличии от Насируддина Шаха, постепенно открывающий глаза, забитым крестьянам, спокоен как слон мирно жующий траву. Но в нём чувствуется огромная сила, от которой становится не по себе тхакуру и всем его приспешникам. Он как бог Кришна несёт мудрость и в конце концов побеждает демона. Отлично сыгранная роль. Никто бы ни сыграл эту роль лучше Санджива-джи.
Гульшан Гровер
На фоне других актёров почти и не заметен. Разве что в паре сцен его огромные глаза выкатываются из орбит. Да и роль не такая уж большая. Оскорблённый и опозоренный брат Сундарьи. Хотя и положительная роль.
О фильме.
В целом фильм доставит огромное удовольствие тем зрителям, кто особенно ценит социальные мелодрамы. Стоит отметить и талантливую работу оператора фильма (особенно удались ему крупные планы). Из песен мне понравилась только две в начале фильма («Aati Hai Palkhi Sarkar Ki» - ода в честь тхакура в исполнении Бхимы героя Митхуна) и в середине («Jaan Yahan Bhi Jayegi» - в публичном доме в исполнении группы девушек). Хотя в основном песни в этом фильме, пожалуй, лишь приложение и особой роли не играют. Из 5 баллов фильму можно с уверенностью поставить 4 балла.
Автор рецензии: Ирина Перепелица.
iranchic@rambler.ru
Главная страница
Фильмы с переводом
Напишите мне
|