Elaan - рецензия Ксении  

Elaan («Вызов»). 2005 год.

Режиссер – Викрам Бхатт. Снимались: Митхун Чакраборти, Арджун Рампал, Джон Абрахам, Рахул Кханна, Амиша Патель, Лара Датта, Милинд Гунаджи, Чанки Панде, Риту Шивпури, Автар Гилл.


«Почтеннейшая публика!!! Новый аттракцион!!! «ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ»!!!» Если еще не догадались, то речь о «возвращении» в Болливуд «блудного сына», «заблудшей/паршивой овцы», «падшего-но-не-ангела-поскольку-эта-роль-у-нас-закреплена-за-Шахом» Митхуна Чакраборти. Болливуд долго (десять лет) ждал этого момента: как говорится, «мстя – блюдо, которое следует подавать холодным». И отомстил (с его точки зрения) преизрядно – ELAAN в прокате провалился с треском… Только так ли все просто, как кажется на первый взгляд?
«Вот! Мы же говорили, что ничего путного из этого не выйдет!!!», «Болливуд – река, в которую нельзя войти дважды», «Уходя – уходи, поскольку Габбара Сингха № 2 из тебя не получилось» - примерно к этому сводился смысл рукопотирательных рецензий так называемых критиков по поводу ELAAN и Митхуна (между фильмом и его героем в данном случае можно вполне поставить знак равенства). Но жизнь – это один большой-пребольшой парадокс, и кажущаяся простой и ясной ситуация может вдруг повернуться неожиданной стороной…
Итак, что мы имели изначально. Стильный запуск проекта, проходивший под аккомпанемент фотовспышек и комментариев продюсера о том, что готовится нечто грандиозное. В это вполне можно было поверить, судя по тому, что творилось на празднике, организованном компанией VENUS по этому поводу. Процесс, как говорится, пошел: неплохая рекламная кампания, регулярные интервью Митхуна, буквально измотанного вопросами на тему собственного «возвращения» в Болливуд, съемки в Италии, влетевшие продюсерам в копеечку (это вам не какая-то задрипанная Швейцария) и т.д. и т.п. По всем приметам ожидалось нечто настолько блокбастерное, что Голливуд – вечный образец и соперник – мог преспокойно отдыхать.
Что получили в результате. После первого же дня демонстрации стало ясно, что в плане кассы (а именно и только ЭТО всегда имело, имеет и будет иметь значение для Болливуда) ELAAN медленно, но верно идет ко дну. В тот же день записные «критики», натянув маски скорби (как же, ТАКАЯ дорогая постановка провалилась!), принялись расписывать ошибки и просчеты режиссера и всех остальных, принимавших участие в проекте. Надо заметить, делали они это с плохо скрываемой радостью: «ВОТ!!!! МЫ ЖЕ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ!!!!» Да, НЕ ЗРЯ предупреждали! Фильм-то вышел и правда… какой-то странный… производящий впечатление «кто – в лес, кто – по дрова».
Сначала разберемся с теми, кто «в лес». Туда у нас направились все, за исключением… Но об этом – ниже, об остальных же – в порядке очереди.

1. Сценаристы. Ребята, ЕСТЕСТВЕННО, хотели, как лучше, избрав за основу, вроде, беспроигрышный сюжет: приемный сынок невинно убиенного хорошего и милого (правда, значительно более богатого, чем остальное население Индии, за что в результате и поплатился) папаши жаждет страшно отомстить тому, кто его - этого самого папаши лишил – жуткому негодяю и подлецу, проживающему (нет, вы только подумайте, КАКОЕ коварство!) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в тех странах, с которыми у Индии нет договора об экстрадиции. Для этого он нанимает еще парочку товарищей (втроем как-то сподручнее) и направляется к непосредственному месту обитания злодея. Попутно к троице присоединяются две девушки («с нами Алла, с нами Филипп; его никто не звал – он как-то сам прилип»). Мотивация тоже понятна – мальчикам надо как-то развлекаться в свободное от преследования гада время. Поступали правильно! ГДЕ ЖЕ ПРОИЗОШЕЛ СБОЙ?!

2. Продюсеры. Тоже, ЕСТЕСТВЕННО, хотели, как лучше, угробив на создание фильма такое количество денег, что можно было снять еще пару-тройку кинопроизведений меньшего калибра. Но, как известно, количество вложенных денег не всегда прямо пропорционально кассовым сборам от проката фильма… Тем не менее, поступали-то, правильно! В ЧЕМ ЖЕ ПРОСЧЕТ?!

3. Актеры. ВНЕ ВСЯКИХ СОМНЕНИЙ, хотели, как лучше, приложив для этого все усилия! Старались, как могли! Хотели соответствовать предлагаемым обстоятельствам на все сто! И ведь соответствовали! Тому, что написано в сценарии. ТАК ГДЕ ОШИБКА?!

4. Композитор. Вряд ли хотел, как хуже, поскольку песни, написанные к фильму, воспринимаются ОЧЕНЬ хорошо. Как отдельный альбом. Отлично поработал композитор, так В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО?!

5. Режиссер. Не думаю, что он жаждал провала своего детища… К тому же, и в самом сюжете не было заключено ничего сложного, что потребовало бы от него тщательного обдумывания каждой сцены – так, обычная история мести, разборки «хороших» с «плохими», торжество справедливости в финале. Чего же проще-то?! Великолепные горные и городские пейзажи, захватывающие трюки, красивые лица и тела героев. ЧТО ЖЕ ПОШЛО НЕ ТАК?!

Ответ банален до неприличия: просто фильм у вас, драгоценные мои, получился совершенно НЕ О ТОМ, о чем вы хотели! Прямо по слову Александра Сергеевича (не путать с Пушкиным): «Шел в комнату – попал в другую»! «Шли» - к боевику с элементами триллера; «пришли» - к глубоко трагической истории колоссальной по масштабам личности, победить или сломить которую не может НИКТО и НИЧТО… Личности, подчинившей своей воле не только картонных киношных героев, но и сам строй и ход фильма, заполняя собой все пространство, не оставляя места ни для чего более. «С тех пор, как существует мир, им правит страх», - с этих слов «Мистера Победителя» (а именно так переводится имя героя Митхуна – Baba Sikander) начинается фильм. С первых кадров фильма им стал «править» Митхун, представив на суд растерявшегося зрителя новую своего рода версию гетевского «Фауста», сквозной идеей которой можно с полным правом считать строку из бессмертного произведения великого веймарца – слова Фауста, обращенные к Мефистофелю: «Мне скучно, бес…» Да, перед нами – безгранично могущественная, бесконечно уверенная в себе и преисполненная беспредельного чувства собственного достоинства персона. Он привык играть чужими жизнями. Сначала – чтобы разбогатеть, потом – чтобы чувствовать себя хозяином, наконец – от скуки. Именно эта, финальная, фаза его земного бытия столь тщательно препарируется Митхуном на наших глазах…
Превратившись с годами в игрока, чьей целью был выигрыш любой ценой, он забыл, что такое простые человеческие чувства – любовь, преданность, ненависть, дружба. Лишь изредка в нем просыпается некий намек, напоминание о том, что и он был когда-то человеком… Но – и только. Временами создается впечатление, что он страстно желает почувствовать то же, что простые смертные – пешки на его адской шахматной доске, но не может… «Мне скучно, бес!» - и он медленно протягивает руку, чтобы взять винтовку, разрядив ее затем в отчаянно пытающегося спасти своих друзей от неминуемой гибели Арджуна (Арджун Рампал)… Но почему же он не предпринимает ничего, чтобы расправиться со своими врагами, угодившими в подстроенную ловушку?! Почему же просто стоит и смотрит на удаляющийся джип, смотрит в глаза умирающего Арджуна? Почему не преследует..? Почему… Или, как хороший игрок, не хочет завершать партию так легко и быстро? А, может, это лишь плата за неплохое развлечение? «МНЕ СКУЧНО, БЕС!!!»
Страх правит миром, и имя страху – «Победитель». Но почему же тогда он ничего не предпринимает, когда чуть ли ни на его глазах гибнут его братья?! Почему сидит один в пустой комнате, почему бездействует?! Почему, наконец, добровольно сдается своим врагам?! Ответ на эти вопросы непостижим для нас и естественен для него: «Победитель» уже не принадлежит этому миру, он ищет только одного – освобождения от него. Он – как та неприкаянная душа из гоголевской «Страшной мести», обреченная вечно блуждать среди живых… Но он дарит то, чего лишен сам, своему брату – покой… Освобождение… Он просто устал. Но не от борьбы, не от самоутверждения. Просто от жизни. Категории, столь важные для простых смертных, больше не имеют для него значения… Поэтому он почти с улыбкой смотрит на беснующегося Карана (Рахул Кханна), не скрывающего своего торжества. Как же наивно звучат ложнопафосные слова Карана обращенные к нему: «Конец тебе, и страху – конец!» Нельзя победить того, чье имя «Победитель»! Он сам распорядился своей судьбой… Мощи Эвереста не в состоянии поколебать мышиная возня у его подножья… Колоссальной харизмы величайшего мастера перевоплощения не может умалить «провал» в прокате… Митхун был, есть и останется одной из самых загадочных фигур кинематографа, будто сотканной из парадоксов. Но одно несомненно: огромное влияние на зрителя эта грандиозная личность будет оказывать еще долго.
А в целом фильм… Не мудрствуя лукаво, - «НАМ СКУЧНО, БХАТТ!»


www.lovemity.narod.ru
Elaan
Напишите мне

Hosted by uCoz