Tahader Katha  

TAHADER KATHA («Их история»). Фильм 1992 года, принесший Митхуну его вторую Национальную премию. Режиссер-постановщик – прославленный Буддхадев Дасгупта, работающий исключительно в «параллельном» кино. В ролях: Митхун Чакраборти, Дипанкар Де, Анашуа Маджумдар, Субрата Нанди.
Это история политического заключенного Шибната Мукерджи, вернувшегося домой после десяти лет тюрьмы и психиатрической лечебницы: во время правления англичан он активно выступал за освобождение страны от колониального ига. Пытки и нечеловеческие условия существования надломили психику этого человека… Но вот то, чему Шибнат отдал лучшие годы своей жизни, свершилось – Индия стала свободной. От англичан.
И вот перед глазами Шибната уже не тюремная решетка, а окно поезда, в котором мелькают пейзажи, воскрешающие картины забытой прошлой жизни. Шибнат с трудом припоминает названия деревень и станций… Лица друзей, их имена почти стерлись из памяти… Его история… Трава, земля, вода, дождь – всему приходится учиться заново… Но Шибнат радуется встрече с жизнью! Однако он обязан этим вовсе не чьей-то доброй воле. Пока он и не догадывается, что причиной его освобождения послужили исключительно политические амбиции бывшего соратника Бипина Гупты, решившего в лице Шибната вернуть из небытия икону, образ борца. Использовать. Для того, чтобы самому стать правителем. Пусть даже местным, но обладающим властью.
Власть… Над умами, душами, стремлениями. Каждый желает обладать хотя бы малой толикой сознания собственного превосходства! Совсем еще недавно англичане, установив свой порядок, правили страной… Изменилось ли что-то с тех пор? Произошла лишь смена правителей, и новый порядок отличался от старого только новыми людьми у власти. Ведь власть не имеет ни расы, ни национальности, ни религиозных убеждений. Сила же ее настолько велика, что совершенно неважно, кто именно в данный момент обладает ею. Ведь это лишь иллюзия обладания…
«Слушайте, слушайте все! Я – величайший маг и волшебник, я могу заставить человека исполнять мою волю беспрекословно! Кто хочет испытать мое могущество на себе?» – деревенские столпились вокруг заезжего-захожего факира, громогласно объявляющего о начале представления. И вот на глазах изумленной публики с людьми происходит что-то невероятное: словно в каком-то подобии транса «подопытные» превращаются в марионеток, подчиняющихся каждому приказу факира… Власть…
Впервые после десятилетней разлуки Шибнат встречается с женой Хемангини и дочерью. Сын Джоти родился уже после его ареста: жена была беременна, когда его забрали в ту английскую тюрьму. Годы нищеты (после ареста мужа ей пришлось очень несладко) ожесточили Хемангини. Для нее возвращение мужа стало навязчивой идеей: она была уверена, что с его появлением жизнь перестанет быть столь невыносимой… Но вместо сильного и надежного, опоры семьи, она видит больного ментально и физически человека, не способного позаботиться даже о себе. В первый же вечер она пытается рассказать мужу о том, что пришлось пережить ей и детям в его отсутствие, но прошедшие десять лет идентифицируются в сознании Шибната только с застенками пыточных… Педантичные палачи и здесь не отступили от добрых традиций английской добросовестности: пытали политических в комнатах с зеркальными стенами…
Бипин тщетно пытается уговорить Шибната выступить на его стороне. Тот попросту не понимает, чего же именно от него хотят. Неужели высказываний в поддержку этой «новой» Индии?! Но что же в стране действительно изменилось?! «Его история» стала восприниматься Шибнатом как нечто абстрактное, не имеющее никакого отношения собственно к нему. Их история… Их Родина… Их правда… «Моей страны больше нет, - с горечью говорит Шибнат Бипину, - Есть только твоя, ваша». Раньше умами и душами манипулировали англичане, теперь новые хозяева – беспринципные и жадные до власти люди из «местных»…
Хемангини, для которой возвращение мужа было последней надеждой на более-менее нормальную, с ее точки зрения, жизнь, постепенно осознает, что Шибнат становится не помощником, а помехой, лишним ртом. Все дело было в том, что за время разлуки Хемангини тоже, подобно Бипину, перестала воспринимать мужа как живого человека, отводя ему лишь роль символа, иконы. Понятия любви больше не существовало. Только польза. Если же предмет бесполезен, то необходимо от него как можно скорее избавиться…
Неадекватность поведения Шибната, естественно, не укладывалась в рамки «общепринятого». Его инакость, не будучи даже выражена в форме бурного протеста, раздражала. Такой человек становится помехой… Их-его история завершается-продолжается для Шибната под стук колес поезда, увозящего его от «непонятного» настоящего «их» страны в привычное «его» прошлое-будущее – приют для умалишенных. Круг замкнулся… Лишь маленькая фигурка вновь осиротевшего Джоти, единственного, кто относился к Шибнату с пониманием и сочувствием, видна на фоне удаляющегося поезда…
К сожалению (а, возможно, и к счастью), в случае с киношедеврами, коим, несомненно, является «Их история» Буддхадева Дасгупты, невозможно словами выразить всю полноту их содержания. Настоящее кино – это, прежде всего, мастерство использования кинематографических приемов, богатство видеоряда. Являясь талантливым и самобытным художником, Дасгупта, тем не менее, в своем творчестве использует мотивы мировой художественной культуры. Возможно, это покажется странным, но изобразительный ряд фильма отсылает зрителя к философским проблемам творчества великого голландца, жившего в XVII веке, Рембрандта. Личностная уникальность, одиночество, любовь, предательство, смирение, покаяние – все эти вневременные и внепространственные темы нашли отражение голландском искусстве XVI-XVII веков и творчестве выдающегося кинорежиссера современной Индии. Приемы работы художников с цветом, светом и тенью во многом близки, но дело отнюдь не в копировании общепризнанных образцов. На новом историческом этапе Дасгупта дает нам понять, что существуют вечные темы в художественном творчестве.
Говоря об актерских работах, хочется, прежде всего, отметить ансамблевость фильма в целом. Режиссерский почерк Дасгупты как раз и отличает способность создать унисонное звучание в отсутствии ярко выраженного соло (яркий пример – UTTARA). Однако в данном случае все несколько иначе благодаря выбору на роль Шибната гениального Митхуна Чакраборти. Масштаб личности актера оказал непосредственное влияние на произведение в целом. Здесь, несомненно, присутствует главный герой, чья судьба, история, являясь отражением (не зря в фильме столь значимую роль играет образ зеркала) глобальных социальных процессов, тем не менее, выведена на первый план. Исполнение Митхуном роли Шибната тем более изумляет и восхищает, что зритель привык видеть этого актера в коммерческом кино в ролях суперменов, легко расправляющихся с многочисленными врагами. Здесь же перед нами глубоко несчастный, больной человек с расстроенной психикой, неспособный помочь даже самому себе… Сложно выделить среди его работ более впечатляющий образ. К сожалению, возможность работать с материалом подобной художественной ценности выпадает крайне редко…


Фильмы оригиналы
lovemity.narod.ru
Напишите мне



Hosted by uCoz