«Цветок и пламя» (Phool Aur Angaar). Фильм 1992 года. Режиссер Ашок Гайяквад. Снимались: Митхун, Шантиприя, Гульшан, Прем Чопра, Мохниш Бехл, Раза Мурад, Пареш Равал, Арджун.
«Дамы и господа! Мы присутствуем на судебном процессе, равного которому еще не было в Индии! Обвиняемый Виджай Саксена совершил чудовищное злодеяние, за которое смертная казнь – самое мягкое наказание!», - с этих слов прокурора начинается фильм. Последующие события являются воспоминанием главного героя, позволяющим зрителю разобраться во всем происходящем…
В колледж приходит новый преподаватель истории Виджай Саксена (Митхун). Естественно, он и не подозревает, какой беспредел творится в его стенах: насилие, наркотики, грязные сделки… Хозяин города Натварлал (Прем) и его сынок Каличаран (Арджун) превратили учебное заведение в притон греха. Когда Виджай понимает, куда попал, он, естественно, пытается в одиночку противостоять всему этому. Но силы не равны. Однажды Свити, сестра Виждая, видит, как Каличаран убил Арджуна (Мохниш), полицейского, поддержавшего ее брата в борьбе против бандитов. Она пытается сообщить в полицию, но на дежурстве как раз верная собака Натварлала – продажный комиссар Пхадке… На глазах избитого Виджая, бросившегося на защиту Свити, Каличаран и его банда насилуют его сестру… В суде дело поворачивают так, что, якобы, Виджай сделал все это. Его попытки оправдаться не приводят ни к чему – его приговаривают к семи годам тюрьмы. Проходят годы…
По сути, вторая часть фильма – история мести Виджая всем, кто был виновен в этой трагедии.
Сюжет, как видите, более чем традиционный: историями мести несправедливо обвиненных индийский кинематограф просто изобилует! Но в данном случае дело вовсе не в сюжете, а в самой атмосфере фильма. А ее, как вы понимаете, словами не передашь, поэтому мой пересказ сюжета более скучен, чем в предыдущие разы. Однако, фильм ОЧЕНЬ СТОЯЩИЙ! Начать с того, КАК все сделано: взаимосвязь эпизодов настолько органична, что смотришь, затаив дыхание! Это очень правдивый рассказ о нашей действительности: вопросы, поднятые авторами фильма, актуальны не только для Индии, но и для России тоже. У зрителя возникает ощущение прикосновения к открытой ране… Фильм потрясающе честен! Этому способствует и открытый финал: зрителю не показан сам момент гибели Виджая, хотя трагический исход фильма очевиден… Атмосфера фильма чем-то близка ауре Naraaz: какая-то оптимистическая безысходность (если можно так выразиться) объединяет их.
Актерские работы. В таком «ансамблевом» фильме, каким является Phool Aur Angaar, все актеры сработали блестяще! Начинаю с героини в исполнении Шантиприи. У нее довольно сложная роль: молоденькая студентка, влюбленная в своего преподавателя; девушка, преданно ожидавшая своего любимого долгие семь лет; жена, потерявшая мужа, но продолжающая надеяться на справедливость… Шанти превосходно справилась со своей задачей! Браво!
Хорош и Мохниш. Часто он играет отрицательные роли, а тут вот отлично сыграл положительную.
Прем мне нравится во всех фильмах, как и Гульшан. Ни тот, ни другой меня и на этот раз не разочаровали, даже наоборот! То же самое могу сказать и о Пареше.
Особо хочется отметить работу Арджуна. Я даже не могу передать, какое впечатление произвела на меня его игра! Его Каличаран настолько разный! Негодяй без чести и совести, насильник, убийца … и папенькин сынок, съежившийся от страха перед неотвратимым возмездием. Редко мы видим ТАКИХ злодеев. Лично мне он доставил истинное удовольствие своей игрой!
Виджай Саксена. Эта роль опять являет собой некое потрясающее проживание как бы двух жизней в одной: «до» и «после». «До» - любящий брат, преданный друг, безоговорочно верящий в справедливость человек. «После» - разочаровавшийся во всем и во всех, никому не верящий мститель, единственной целью которого стало возмездие. Переломным и самым сильным моментом всей роли стали сцены в зале суда: мне просто не хватит слов, чтобы описать впечатление, которое произвела на меня игра Митхуна! Его крупные планы подобны шоку: несколько мгновений просто не можешь прийти в себя!