«Защитник обездоленных» (Naraaz). Вообще-то название этого фильма переводится как «Гнев». Фильм 1994 года. Режиссер Махеш Бхатт. В ролях: Митхун, Пуджа Бхатт, Атул Агнихотри, Сонали Бендре, Гульшан Гровер, Автар Гилл.
Это один из самых любимых моих фильмов и одна из самых потрясающих работ Митхуна.
Жанр этого фильма, как его определили переводчики, криминальная драма. Пожалуй, хотя я считаю, что это, скорее, масштабная философская драма. Да, события разворачиваются на фоне криминальных разборок, но содержание фильма гораздо глубже. Я Naraaz называю «атмосферным». Под этим определением я подразумеваю некую необъяснимую словами ауру фильма, то, что позволяет считать его законченным произведением, а не просто набором эпизодов.
Это страшный фильм. Страшный своей тотальной правдивостью, обнаженным нервом, болью за людей. Он очень далек, прежде всего, по содержанию, от всей той обоймы коммерческих поделок с «джентльменским набором» прихватов, коих мы лицезрели в избытке. Этот фильм не коммерческий по своей сути, потому что зарабатывать деньги на демонстрации боли и страданий противоречит здравому смыслу. Это просто правдивый рассказ о нашей жизни, призванный заставить зрителя задуматься.
Мне даже трудно пересказывать содержание, потому что я боюсь за последовательностью эпизодов упустить гораздо более важный второй план фильма: эмоциональный, философский. Пожалуй, по эмоциональной наполненности этот фильм можно сравнить только с Jaag Utha Insaan да с Gudia.
Это история двух друзей, принадлежавших к разным кастам: неприкасаемого Дэвы (Митхун) и брахмана Аджая (Атул). Узы их дружбы были столь крепки, что они не мыслили себя друг без друга: «Без тебя я никто. Все твои слезы – мои, все мои радости – твои. Ты – небо, я – земля. Я всегда с тобой». Это не просто слова, это было жизненным кредо обоих…
Но «Гнев» не только о святости дружбы. Еще этот фильм о всепоглощающей ненависти, способной разрушить сознание человека и нанести непоправимый вред. А по большому счету, речь здесь идет о разнице мировоззрений, культур Запада и Востока; о том, как приходится избавляться от иллюзий, возникающих при длительной оторванности от родной почвы; о невозможности избавления от них без колоссальных потерь…
Итак, все начинается в поселке неприкасаемых. Хозяин (дядя Аджая) запретил его жителям брать воду в окрестностях его особняка, но и вырыть колодец он тоже не позволяет… Во время праздника Дивали маленький Аджай случайно увидел, как мальчик и девочка в очень бедной одежде украдкой набирали воду из колодца прямо во дворе особняка. К сожалению, это увидел не только он, но и хозяин. Прямо на глазах брата и Аджая он сорвал с девочки одежду… Дэва (а это был именно он) бросился на защиту сестры. Убегая, девочка поскользнулась и ударилась о каменный выступ дома…
На ее кремацию пришел и Аджай, на которого все увиденное произвело сильное впечатление. Но он был из высшей касты, и люди из поселка с недоверием отнеслись к его появлению, указав, что священный шнур, который носят брахманы, разделяет их. Тогда Аджай на глазах у всех срывает его. За этот дерзкий поступок хозяин отправляет племянника за границу…
Проходят годы. Аджай (Атул Агнихотри) стал известным писателем. Главной темой его произведений являются проблемы Индии. Он ни на секунду не забывал о своем друге, который остался в далеком индийском поселке. Аджай решает вернуться на родину.
За все эти годы мало что изменилось в поселке. По-прежнему хозяин держит людей в повиновении, выдавая воду по капелькам. Но Дэва (Митхун) не оставляет мысли изменить существующее десятилетиями положение вещей. Он самовольно начинает рыть колодец в поселке. Естественно, это совсем не нравится хозяину и его приспешникам, которые решили построить на этой земле фабрику: она, в соответствии с их планом, стала бы еще одним мощным источником обогащения.
Аджай приезжает в поселок в тот момент, когда хозяева пытались засыпать колодец. Теперь у Дэвы появился не просто друг, но и единомышленник. Аджай предлагает провести в поселке водопровод, для чего передает свой участок земли его жителям.
Вскоре друзья попадают в бурный водоворот событий: судьба (вернее, злой рок) разлучает их. Дэва оказывается в Малайзии, где попадает в банду Тафке (Гульшан). На одной из вечеринок он видит Сонию (Пуджа). Произошедшие в скором времени события вынуждают Дэву стать врагом Тафке… Так человек, целью жизни которого было восстановление справедливости, оказывается вне законов человеческих и божьих. «Я хотел построить рай на земле, а построил ад». Именно эти слова произнесет Дэва, когда осознает, во что он превратил свою жизнь и жизнь своих близких. И в этот трагический момент прозрения рядом, как всегда, оказывается тот, кто всегда выручал Дэву – Аджай. Но уже поздно что-либо исправить…
Как и в Jaag Utha Insaan, кульминацией фильма является финал. Конечно, весь фильм сделан на едином дыхании, но финальные сцены!!! Это просто удивительно, какая партнерская «сыгранность» всех актеров! Это как раз тот случай, когда, как я говорю, даже дышать забываешь! Словами впечатление не передать! ПОТРЯСЕНИЕ!
Актерские работы. Сонали играет здесь подругу Аджая, журналистку Сонали. Она приезжает вместе с ним из Европы в Индию, на свою историческую родину, где она никогда до этого не была. Актриса делает все хорошо, то есть именно так, как того требует сценарий. Тем не менее, она здесь, скорее, украшение. У нее есть пара хороших сцен с Атулом, но не более. В общем, кроме красоты ничего другого от нее и не требовалось.
Гульшан. В отличие от Амриша, экранные злодеи которого все как близнецы-братья, этот актер всегда старается разнообразить, в общем-то, заданные «злодейские» характеры. В этом фильме ему опять это с блеском удалось. Его Тафке напоминает механизм, стальную машину без нервов. И вид этой несокрушимой скалы действительно вызывает некий суеверный страх у зрителя, хотя актер не прибегает ни к каким «злодейским» штампам. Молодец! Браво!
Пуджа. Я считаю, что здесь как раз тот редчайший случай, когда мы видим на экране действительно очень талантливую актрису, а не просто «папину дочку». Пуджа далеко не красавица, но в ней есть внутренняя сила, которая чувствуется в каждом эпизоде. Честно говоря, я не ожидала, что она НАСТОЛЬКО хорошо справится с ролью. Манера ее игры максимально приближена к мировым стандартам: ни о каком чисто индийском надрыве даже речи не идет. И именно эта сдержанность и производит колоссальное впечатление. Партнершу такого уровня не часто можно увидеть рядом с Митхуном; в этом плане зрителю крупно повезло. Во многом благодаря Пудже фильм смотрится безо всяких скидок на страну-производителя, за что ей отдельное спасибо!
Наконец, главные герои. Аджай Атула – восторженный идеалист, воспитанный западной цивилизацией и свято верящий в торжество справедливости. Он не разделяет скептицизма Дэвы, до конца надеясь на благополучный исход. И только в финале он, как и Дэва, переживает своего рода переоценку ценностей, попытку избавиться от тех розовых очков, которые, возможно, хороши для Европы, но безнадежно искажают реальность в Индии… Еще одна и, пожалуй, главная ипостась Аджая – друг, безоговорочно верный клятве, которую они с Дэвой дали еще в детстве; друг, который жертвует собственным благополучием ради близкого человека, попавшего в беду; друг, который может и отдать жизнь и убить ради друга…
Боюсь, мне просто не хватит восторженных слов, чтобы описать КАКОЕ впечатление произвела на меня игра Атула! Это тем более удивительно, что его партнером в этом фильме был великий актер, гений! Атул не только не терялся рядом с Митхуном, но пытался работать на равных, что, кстати, ему с блеском удалось! Пожалуй, это первый и единственный случай, когда игра партнера Митхуна произвела на меня такое впечатление. Их сцены, которые, к счастью, составляют большую часть фильма, - праздник для истинного ценителя актерского мастерства!
Митхун. Я уже говорила в начале, что роль Дэвы – одна из самых потрясающих его работ. Можете мне поверить, это именно так. Диапазон самой роли необычайно широк: от мрачного разочаровавшегося скептика до страдающего одиночки, от преданного мужа и друга до ненавидящего все и вся разрушителя. На это стоит посмотреть! Ведь мы же прекрасно знаем, на ЧТО способен Митхун, и все равно, когда наблюдаешь за работой Мастера, нельзя не восторгаться этим неповторимым процессом! ГЕНИАЛЬНО! Впрочем, как всегда!
Под занавес пару слов о музыке. Композитор Ану Малик в этом фильме буквально превзошел себя! Абсолютно все песни великолепны! Так что музыка – еще одна сильная сторона Naraaz.
Фильмы с переводом
Фильмы оригиналы
lovemity.narod.ru
Напишите мне
|