«Кукла» (Gudia). Фильм 1997 года. Режиссер-постановщик – признанный мастер «параллельного» кино Гаутам Гхос. Снимались: Митхун, Пран, Нандана Сен, Мохан Агаше, Субхенду Чаттерджи.
Этот фильм – самое сильное зрительское потрясение, связанное у меня с кино вообще. Ко всему прочему, это самая значительная работа Митхуна из тех, что мне доводилось видеть. Поставил фильм известный режиссер «параллельного» кино Гаутам Гхос. Этот фильм совсем не похож на те коммерческие песенно-танцевальные мелодрамы, что вы смотрели. Это кинематограф мирового уровня. Рассказывать о «Кукле» трудно, впрочем, так же, как и смотреть этот фильм. Зритель должен быть подготовлен к его восприятию. Я этот фильм называю «атмосферным». Под этим определением я подразумеваю некую необъяснимую словами ауру фильма, позволяющую считать его целостным произведением, а не набором эпизодов.
Жанр фильма – философская притча о судьбе художника. В основе сюжета – история вентриологиста Джонни Мендеса. Вентриологизм – редкое искусство работы с куклой перед публикой. Кукловод должен научиться говорить и женским голосом тоже, как бы от лица куклы, но так, чтобы у зрителя возникла иллюзия, что говорит САМА кукла. Урваши (кукла с лицом прекрасной девушки) достается Джонни от его учителя Хамида (у него рак горла и он больше не может выступать). Для Хамида расставание с Урваши – трагедия, ведь кукла стала его вторым «я». «Я шел с ней от объятий моего учителя до твоих объятий», - говорит он Джонни. – «Кто знает, сколько стран она избороздила, сколько мужчин поменяла. Теперь ты ее новый любовник».
Джонни приезжает в Бомбей, где собирается выступать со своим шоу «Джонни и его говорящая кукла». Постепенно он начинает относиться к Урваши, как к любимой девушке, как к живому человеку… По большому счету, Джонни просто боится отношений с реальной женщиной: когда-то он пережил тяжелую личную драму. Из этого состояния легкой неадекватности его пытается вывести Розмари, влюбленная в него молоденькая девушка.
По существу перед нами – постоянный диалог главного героя с самим собой. Он, репетируя или выступая с Урваши, как бы освобождает, раскрепощает собственное сознание и бессознательное. А зритель имеет возможность окунуться в поток рефлексии Джонни, постичь его душу, раскрывающуюся в этих диалогичных монологах. В условиях современного мира человек просто не имеет возможности говорить правду непосредственно, от своего лица, поэтому Джонни делает это опосредованно, с помощью Урваши. Популярность его шоу растет. Его неограниченное влияние на зрителя привлекает внимание одного из политических лидеров, и он приглашает Джонни выступить в рамках его избирательной кампании. Джонни долго готовится, репетирует свои слова. Но когда он, выйдя на сцену, говорит о том, что новое правительство под руководством этого политика действительно даст избирателям все, Урваши не отвечает на его просьбу подтвердить это. Кукла, привыкшая говорить только правду, молчит; она не может поддержать откровенную ложь. Далее идет потрясающая сцена разговора Джонни с Урваши после возвращения домой, разговора Джонни С САМИМ СОБОЙ. Ощущение словами не передать! Ведь Джонни прекрасно понимал, что обещания политика – ложь, поэтому его душа, его подлинное внутреннее «я» молчало, отказываясь соучаствовать в обмане. Розмари с трудом удается успокоить Джонни…
Как я уже говорила, пересказывать подобные фильмы дело неблагодарное: это слишком тонкая материя, чтобы предать все смысловые нюансы. Скажу еще, что существует несколько философских трактовок этого фильма. Я об этом прочитала в одном культурологическом журнале, где довольно интересно написано об этом непростом фильме. Особенно меня заинтересовали две: фрейдистская и бахтинская. Начнем с первой. Как вы знаете, Фрейд считал, что сексуальные вожделения человека, не имея реализации, сублимируются в творческий потенциал. Именно это, по мнению некоторых исследователей, происходит с главным героем фильма: невозможность быть с любимой женщиной (матерью Розмари) приводит к тому, что он становится гениальным художником, мастером. Это, на мой взгляд, несколько плоская трактовка, хотя, несомненно, имеет право на существование.
Более убедительно для меня звучит трактовка фильма в соответствии с теорией М.М. Бахтина. Бахтин – русский философ-литературовед, специализировавшийся на исследовании литературы средневековья и Возрождения. Его самая известная книга: «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Столпом его исследования было понятие «карнавал». Это понятие он трактовал как создание ситуации всеобщего смешения и неразберихи: ведь только во время карнавала простолюдин мог стать дворянином и наоборот. То есть человек на время менялся социальным «я» с другими. Это чем-то напоминает ситуацию в «Кукле» – Джонни не может говорить правду от своего лица, поэтому он примеряет лицо Урваши, становясь на время ею. Происходит немыслимое: Урваши начинают воспринимать как нечто самостоятельное, как творение, существующее независимо от творца! Что интересно, и сам Джонни начинает ТАК к ней относиться! Но ЭТОТ карнавал – не веселое празднество, а трагический процесс отказа от своего прежнего «я» и мучительного обретения нового, обретения смысла жизни.
Как видите, это очень сложное кинопроизведение, и я расшифровала далеко не все его смысловые пласты. Вы себе не представляете, какое удовольствие мне доставляет пересматривать этот фильм, открывая с каждым разом что-то новое! ЭТО ПОДЛИННЫЙ ШЕДЕВР!
Теперь собственно об актерских работах. На месте абсолютно все. Но именно благодаря Митхуну этот фильм стал тем, чем стал. В «Кукле» Митхун абсолютно не похож на многочисленных красавцев, которых он переиграл достаточно за свою жизнь. Здесь НАМЕРЕННО сняли с него весь налет «героичности» и «красивости», так что ничто не отвлекает от его гениальной игры. Его Джонни – человек с богатейшим жизненным опытом, много повидавший и переживший. Жизнь не баловала этого человека, поэтому в его отношениях с людьми при всей их открытости чувствуется некая настороженность. Он не может поверить в искреннюю любовь Розмари, считая ее лишь привязанностью маленькой девочки к человеку, которого она знает всю жизнь (да она и правда годится ему в дочери).
Сцены его разговоров с куклой достойны особого упоминания. При подготовке к роли Митхун САМ научился технике вентриологизма, поэтому и фильм в целом оставляет ощущение подлинности, реальности. Но описывать словами то, что он делает на экране, дело неблагодарное. Стоит увидеть ЭТО, просто дух захватывает!