Счастливчик из Калькутты  

Кинокритик Юрий Корчагов – один из ведущих
специалистов по индийскому кино, и
неудивительно, что он близко знаком с популярнейшим
и в Индии и у нас в стране киноактером – Митхуном Чакраборти.
Эта дружба ещё началась в 1977 году,
когда Юра Корчагов, молодой в ту пору журналист, делал свое первое интервью
с ним для «Экрана» и алма-атинского журнала «Новый фильм».
С тех пор минуло уже немало лет,
но интерес к творчеству замечательного актера постоянно растёт.


Mithun Chakraborty


Счастливчик из Калькутты


Первого же фильма «Танцор диско», в котором мы увидели его на экране, Митхун Чакраборти покорил сердца советских любителей кино. Эта лента появилась на экране наших кинотеатров в смутное послебрежневское время, когда у зрителя особенно молодого, выработалась устойчивая аллергия против нудного производственно кино и телевизионного лицемерия. Да, картина не проповедала прописных истин, не призывала бороться за перевыполнение плана и повышения производительности труда. Она давала зрителю отдушину, повышала жизненный тонус и настроение. Неудивительно, что звучную музыку в стиле «диско» композитора Баппи Лахири, песни из кинофильма записывали прямо в зале на портативные магнитофоны. Они звучали с гибких пластинок журнала «Кругозор», в радиопередачах, в выносных динамиках приемных пунктов студии звукозаписи. А девочки, любительницы индийского кино, под фонограмму из фильма имитировали движения своего кумира.
«Танцор диско был режиссерским дебютом Баббара Субхаша, до этого работавшего ассистентом режиссера.
Субхаш сделал ставку на плодовитого кинокомпозитора Баппи Лахири и начинающего актера – Митхуна Чакраборти.
Ему удалось создать новый жанр в индийском кинематографе, который можно назвать индийским мюзиклом. Эксплуатируя такой успех, разбавляя эксцентричные песенно-танцевальные номера сценами драк, Субхаш стал выпускать один за другим стереотипные развлекательные фильмы. За «Танцором диско» последовали «Клятва именем отца», где партнершей Митхуна была Сальма Ага – певица и актриса. А также последовали фильмы: «Танцуй танцуй», «Жертва во имя любви» и «Коммандос».
Принято говорить, о том, что Митхуна Чакраборти «открыл» режиссер Мринал Сен. Митхун дебютировал в его фильме «Королевская охота»(“Mrigaya” этот фильм к великому сожалению так и не был продублирован на русский язык). Митхун был признан лучшим актером 1975 года на национальном кинофестивале, но знаменитостью, кинозвездой его сделал Субхаш.
Митхуну пришлось преодолеть немало трудностей, прежде чем он как Радж Капур или Амитабх Баччан, стал живой легендой индийского кино. Он выучил хинди, его родной язык бенгали. Осваивая амплуа танцора-драчуна, он занимался дзюдо и каратэ, научился танцевать самые модные западные танцы.
В 80-х годах индийские кинокритики будут с тревогой писать об эскалации насилия на экране.
Трудно что-либо изменить в мире коммерческого кинобизнеса, где продюсер навязывает режиссеру свою волю, а зрителям импонирует герой-супермен, расправляющийся с дюжиной злодеев сразу на месте преступления, который самолично вершит суд и закон, не обращаясь ни в полицию, ни к прокурору, ни в судебные органы. Таковы правила кинематографической игры, заставляющие зрителя если не в жизни, то хотя бы на экране поверить в непременное торжество добра над злом, или, как сейчас говорят, в социальную справедливость.
Митхун Чакраборти родился в Калькутте. В этом городе прошли его юные годы. После окончания средней школы Митхун не мог найти работу. Это отсутствие какой-либо перспективы на будущее, острое ощущение социального беззакония, бесправия и неравенства, пожалуй, и привлекало юношу и его друзей в ряды левоэкстремистского движения наксалитов, решивших встать на путь вооруженного захвата власти.
Наксалиты выдвинули лозунги «народной войны», «вооруженной революции», «национально-освободительной войны». Эти «левые» псевдореволюционные лозунги, как верно заметил один из советских ученых-обществоведов, оказались хорошей приманкой для молодежи, особенно студенчества, которое стало активно участвовать в «боевых» действиях экстремистов – налетах на учреждения, учебные заведения, поджогах общественного транспорта.
В этих условиях власти начали репрессии, против наксалитов в Западной Бенгалии Митхуну повезло больше, чем другим. Он не был расстрелян прямо на улице и не угодил в тюрьму. Он убежал из Калькутты ещё до того, как движение наксалитов практически прекратило свое существование
В 1977 году Х.А. Аббас по горячим следам снял фильм о наксалитах. «однажды вечером - вспоминает режиссер – я работал над сценарием фильма «Наксалиты», ко мне домой пришел высокий стройный юноша. «Вы, должно быть, слышали обо мне, - сказал он, краснея от смущения. – Меня зовут Митхун Чакраборти. Я снимался у Мринала Сена в фильме «Королевская охота». Прошу Вас, дайте мне какую-нибудь роль в вашей будущей картине. Видите ли, это картина обо мне, о моей калькуттской юности, о ребятах, многих из которых сейчас уже нет в живых».
Митхун Чакраборти снялся в фильме «Наксалиты» в роли беспризорного Амар Каля, который нашел себе крышу над головой в кладбищенском склепе на окраине города. Амар Калю немногим более 20 лет. Он близко к сердцу принимает чужую боль. Однажды, заступившись на улице за девушку, он попадает в полицейский участок, где его приговаривают к штрафу. Амар Каля выручает из беды журналист – Аджой Басу. Он приглашает парня на просмотр старого фильма «Дети Земли». При виде толпы голодных крестьян, направляющийся в Калькутту, у Амар Каля дрогнуло сердце – он почувствовал, что в этом фильме есть что-то из биографии его родителей, из его собственной биографии. Амар Каль уезжает в родную деревню. Он видит красные флаги на рисовых полях, портреты Мао Дзэдуна и Че Гевары, крестьян, вооруженных винтовками и луками, стрелами и пиками, революционный суд над помещиком.
Работа над образом Амар Каля помогла Митхуну понять авантюрный характер экстремистских молодёжных выступлений, всю трагедию лидеров наксалитов, скатившихся на путь индивидуального террора, расправы с инакомыслящими. Впоследствии Митхун будет неоднократно заявлять о свой симпатии к Коммунистической партии Индии (Марксистской) к одному из её видных деятелей Джьоти Басу, который долгие годы является главным министром штата Западная Бенгалия. Как известно,леводемократическое правительство Западной Бенгалии провело в штате комплексные аграрные реформы, улучшив положение беднейших слоёв населения.
Однако вернёмся к нашему рассказу о Митхуне. Покинув Калькутту, он перебрался в Бомбей, где у него не было ни родных, ни знакомых. Но Митхуну везёт на добрых людей. На какое-то время его приютил Гаутам Гуха – сын режиссера – Дулала Гуха. В его фильме «Два незнакомца» он и появился впервые на экране в эпизодической роли. Ещё одну небольшую роль Митхун сыграл в фильме «В твоем цветнике распустились цветы». Опыт работы в самодеятельном школьном театре и первое прикосновение к кинематографу убедили юношу, что он сможет стать профессиональным актером. Однако, прежде чем поступить на двухгодичный актерский факультет киноинститута в Пуне, ему пришлось целый год отработать коммивояжером.
Надо сказать, что лишь немногие выпускники киноинститута нашли своё место в кинематографе; Шабана Азми, Джайя Бхадури, Шакти Капур, Ранджита. Среди этих счастливчиков оказался и Митхун. На него обратил внимание калькуттский режиссер Мринал Сен. Подыскивая актеров на главные роли в своем этнографическом фильме «Королевская охота», он вспомнил выразительное лицо и отправил телеграмму оператору К.К. Махаджану с просьбой найти «высокого смуглого молодого бенгальца, имя которого начинается с буквы «М»». Начинающий актер весьма серьёзно готовился к своей первой большой роли. Прежде чем сыграть Гхенуа, простодушного парня – охотника из племени санталов, он даже некоторое время прожил среди представителей этого племени. Ходил вместе с ними на охоту, участвовал в традиционных праздниках.
В 1976 году на всеиндийском кинофестивале фильм «Королевская охота» был удостоен приза, а Митхун Чакраборти был признан лучшим актером года. Однако, ни диплом об окончании солидного института, ни престижное признание на национальном, а затем и на международном кинофестивале. «Королевская охота» была включена в конкурсную программу Х Московского кинофестиваля, и Митхун Чакраборти в 1977 году приезжал в Москву в составе индийской делегации; впоследствии картина показывалась также в различных странах мира, отнюдь не гарантировали актеру постоянной занятости на съёмочных площадках.
Бомбейских режиссеров, «делающих погоду» в индийском киномире, Митхун Чакраборти не устраивал по многим причинам. Они, как правило, привыкли иметь дело либо со знающими себе цену кинозвездами, завоевавшими репутацию у массового зрителя, либо подающими надежды непрофессиональными новичками. Митхун же не был ни тем, ни другим. Сказалось и то, что Митхун начинал свою актерскую карьеру у всемирно-известного режиссера, создающего фильмы реалистической направленности, не скрывающего своего неприязненного отношения к «песенно-танцевальным киноутопиям». Неожиданный актерский триумф студента киноинститута вызвал у некоторых чувство зависти и недоброжелательности к этому «смуглому дикарю-санталу». Не надо забывать и того, что Митхун – житель Калькутты, бенгалец по национальности – тогда с акцентом говорил на хинди, и весьма неуверенно чувствовал себя в окружении таких популярных в те годы актеров, как Амитабх Баччан или Зинат Аман. К тому же, многие актрисы просто отказывались с ним сниматься в кино.
Таким образом, Митхуну с первых шагов в коммерческом кинематографе предстояло выдержать экзамен на профессиональную пригодность.
Дело доходило до курьёза.
Был период, когда лауреат национального кинофестиваля, лучший актер года, снимался под псевдонимом РАНА РАЗ, в танцевальном эпизоде, соглашался на любую эпизодическую роль, дабы не утратить актерского мастерства, не испытывать мучительного состояния безнадежного простоя.
В конце концов деятели коммерческого кино заметили одаренного актера, фанатически преданного кинематографу. Имя Митхуна всё чаще стало появляться в титрах сентиментальных мелодрам и приключенческих боевиков. Со временем Митхун нашел свою манеру актерской игры. Он мог заставить зрителя плакать, смеяться и танцевать одновременно.
Всё же до «Танцора диско» (1982) в его послужном списке, пожалуй, нет ни одной картины, которая бы запомнилась массовому зрителю. «Танцор диско» принес Митхуну Чакраборти сенсационную славу. За ним сразу же закрепилось амплуа лихого плясуна, которое он с небольшими вариациями и продолжает эксплуатировать в большинстве своих работ. За последнее десятилетие он стал первоклассным танцором, создал свой стиль эстрадного танца – индийский вариант диско, который впоследствии освоили А. Баччан, Джитендра, Риши Капур, Говинда и другие актеры.
Но ведь художественный фильм – это не эстрадный концерт, состоящий из конферанса и калейдоскопа песенно-танцевальных номеров, не карнавальное представление, а актерское мастерство – не работа ногами. Это и личное обаяние актера, в этом плане Митхуну сейчас, пожалуй, нет равных среди бомбейских актеров его поколения.У него очаровательная улыбка невинного младенца, удивительная мимика лица, пластика тела.
В личном общении Митхун Чакраборти абсолютно лишен гонора и высокомерия «ЗВЕЗДЫ», настроен доброжелательно по отношению к своим поклонникам, мне кажется, что в Советском Союзе у него поклонниц намного больше, чем в Индии. И даже к кинокритикам, которые нередко подпускают справедливые шпильки в его адрес. Во всяком случае, такое впечатление он произвел на меня в июне 1990 года в Ташкенте, на съёмках совместного советско-индийского фильма «По закону джунглей» (р-ры: Л. Файзиев и У. Мехра).
В столицу Узбекистана Митхун Чакраборти прилетел с семьёй; женой – Йогитой Бали (ее фильм «Незнакомка» был в нашем прокате в 70-х годах), и двумя сыновьями. Здесь же в одном из ташкентских ресторанов Митхун и отметил свою юбилейную дату – своё сорокалетие.
В фильме «По закону джунглей» Митхун занят в довольно экзотической, с точки зрения советского, да, и пожалуй, и индийского зрителя, роли – он играет простого деревенского парня, погонщика слона. Аналогичную роль «своего парня из деревни» - охотника на диких зверей – актер уже исполнял в фильме М. Сена «Королевская охота». Кстати, М. Сен намерен продолжить своё сотрудничество с Митхуном, (об этом он мне говорил в Калькутте в апреле 1990 года). Режиссер собирался снять своего рода продолжение «Королевской охоты» - фильм «Игра на барабане». Митхун Чакраборти – несомненно, талантливый актер. И если он сумеет преодолеть соблазны конъюнктурного, бездумно-развлекательного кинематографа, а ему это под силу, в чем можно убедиться, наблюдая, в частности, за его психологически убедительной игрой в фильме «Зеркало». Этот божий дар не будет растерян впустую.

Ю. Корчагов
ж-л «Мы» № 71991г.


Главная страница
Напишите мне

Hosted by uCoz