Палач (Jallaad)  

«Палач». Фильм 1995 года. Режиссер – Т.Л.В. Прасад.
В ролях: Митхун, Мадху, Рамбха, Пунит Иссар, Кадер Кхан, Тедж Сапру.

Я уверена, что равнодушным этот фильм не может оставить никого! Причем, как ни странно, мне очень нравится и фильм в целом, не говоря уже о ГЕНИАЛЬНОЙ работе Митхуна! Здесь тот самый редкий случай, когда не только его роль (вернее, роли), но и фильм в целом производит колоссальное впечатление! Ведь, прежде всего, это яростный протест против произвола политиков, разгула коррупции и других пороков, коими страна во многом обязана именно своим правителям. Но выражены эти идеи не совсем обычным способом – через судьбу одного из представителей этого племени людей без чести и совести. Мы-то привыкли, что персонажи, подобные Амавасу, - лишь необходимый «злодейский» антураж. Здесь же все не так: характер этого героя продуман до мелочей. Именно ЕГО СУДЬБА волнует создателей фильма. Поэтому лучшей кандидатуры на эту роль, чем Митхун, было просто не найти! Только ему под силу создать ПОТРЯСАЮЩИЙ образ своего героя, будь то злодей или положительный персонаж! Кстати, определение «злодей» к образу Амаваса совершенно не подходит. Ведь это лишь штамп, а Митхун и штампы – два абсолютно не совместимых понятия!
Амавас, как это ни странно, вызывает одновременно прямо противоположные чувства: ненависть и жалость, презрение и уважение. Не буду спорить с теми, кто считает работу Митхуна в этом фильме наивысшим его актерское достижением. Возможно, потому что более разнообразной и впечатляющей игры я больше не видела! Ведь какой же он был гнидой, когда подсматривал за переодевающейся Гаятри!!!!! Просто тошнотворное зрелище! А когда он ее халвой угощал и следил за ее реакцией! «Сладкая ты моя!» Боже, какая МРАЗЬ! В ту минуту он мне напомнил мерзкого мохнатого паука, поджидающего, когда жертва окончательно запутается в его сетях!
С другой стороны, вспомните, какое жалкое существо он представлял собой, когда крутился вокруг Кадара в надежде, что он сделает его своим доверенным лицом! У коврика под ногами и то больше достоинства! Но особенно меня потрясла сцена выборов!!!! НИЧЕГО ПОДОБНОГО Я НИКОГДА РАНЬШЕ НЕ ВИДЕЛА! Это же надо, какое МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ! Из жалкой забитой «шестерки», согбенно вертящейся около хозяина, - в настоящего босса, ЦАРЯ! НЕВЕРОЯТНО! БРАВИССИМО!!!!!
Позволю себе лирическое отступление и расскажу об одном факте из своей биографии. Так вот. Когда я приобрела этот фильм (лето 1997 года) и села смотреть, я и не подозревала, что Митхун здесь исполнил две роли. И когда по ходу сюжета завели разговор о матери Кранти, то я еще подумала тогда, а кто же сыграл роль его отца? Дальше было еще интереснее. Всю первую сцену с участием Амаваса я, можно сказать, терялась в догадках, что же это, в конце концов, за актер? И только прислушавшись к голосу, я поняла: ДА ЭТО ЖЕ МИТХУН!!! Я была просто В ШОКЕ!!!!!! Я НИКАК НЕ ОЖИДАЛА УВИДЕТЬ ТАКОЕ!!!! Поистине, ВЕСЬ фильм держится на одном актере!!! Ведь только подумать, что основным его партнером здесь был ОН САМ!!!! Особенно меня потрясают сцены с участием и отца, и сына!!!!
Продолжая об особенно потрясших меня эпизодах, не могу не отметить сцену, когда Амавасу приносят новорожденную девочку, чтобы дать ей имя. Не могу забыть его лицо, ГЛАЗА, когда Тара произнесла имя Гаятри! В этот момент я поняла, что отнюдь не ненависть к той загубленной им когда-то девушке живет в сердце Амаваса, а … любовь! Да-да, он ведь прекрасно понимает, что в этом мире его НИКТО не любит: Тара вышла за него только чтобы спасти жизнь отца, Камалакантх лишь подчиняется ему, превратившись в «шестерку», которой когда-то был и он сам, а Бхола… Бхола просто раб и все. Единственным человеком, который любил его таким, какой он был тогда – забитый, бедный, презираемый – была именно Гаятри. Вот о чем говорили его глаза… Разве мог бы кто-нибудь еще выдать ТАКОЙ подтекст в «злодейской» роли? Сильно сомневаюсь!
Сцена последнего разговора с Тарой.
- Ты БЫЛА очень красивой женщиной. Если бы ты меня любила, я стал бы хорошим человеком.
- Если бы ты был хорошим человеком, то я бы тебя любила.
- Я хотел им стать, но не смог, потому что в наше время РИСКОВАННО быть таким.
Но дело даже не в том, что он говорит, а в том, КАК! Это некий момент истины, когда Амавас наконец-то перестал играть, стал самим собой! Перед нами предстал глубоко несчастный человек, всю жизнь стремившийся к власти и деньгам, но подсознательно жаждавший любви и понимания. К сожалению, благородным чувствам не дали развиться ни обстоятельства, ни он сам… Но откровение длилось недолго: вскоре он опять влез в столь привычную шкуру лицедея…
Потрясением стала для меня и сцена прощания с Тарой. КАК натурально он бился в истерике, рыдал, причитал!!!!!! Нет, это просто невероятно!!! ГЕНИЙ! «Отпустите его! Он считал мою жену своей матерью, и теперь так переживает!». НЕТ СЛОВ!!!!
А финал?!!!!! Ведь по идее, когда Кранти после всего поворачивается, чтобы увести невесту и девочку, Амавас должен был бы дотянуться за пистолетом (благо, он лежал поблизости) и выстрелить в сына. Но ведь это не заурядный боевик, а, скорее, философская драма: «Да здравствует Амавас!» - и дождь из лепестков. Это вместо положенного выстрела в спину!!!! Разве таким должен быть злодей из индийского коммерческого фильма?! Но когда дело касается Митхуна, ни о какой однозначности характера и речи не идет! Как всегда, этот универсальный актер показал не амплуа, а ЧЕЛОВЕКА со всеми его достоинствами и недостатками. Такая глубина трактовки роли под силу ТОЛЬКО ему!
Теперь немного о выразительных средствах. Здесь Митхун просто превзошел себя в их потрясающем разнообразии! И основным является … его фирменная улыбка! Невероятно, но ТА ЖЕ улыбка, которая вызывает у нас восхищение в других фильмах, здесь ОТВРАТИТЕЛЬНА!
Я не говорю уже об обыгрывании им сигареты! Чего он только с ней не вытворял! А его манера держать ее в растопыренных пальцах (простите, звучит некрасиво, но, главное, чтобы вы поняли)! Ведь в начале он ВЕСЬ съеживался насколько возможно, чтобы как можно меньше места занимать в этой деревне, в этой стране, на этой земле! А потом даже манера держать сигарету выражает стремление подчеркнуть свою значимость, всеми силами и способами занять как можно большую площадь территориально, да и в умах сограждан тоже! Еще. КАК он садится после ухода сына! Ведь только что, подлец, изображал немощного старикашку, просил подать руку, чтобы подняться, и тут же – перед нами ИМПЕРАТОР, ПОВЕЛИТЕЛЬ! Одна только поза! И это только малая толика его находок!
Это что касается собственно работы Митхуна. Но ведь этим достоинства фильма не исчерпываются! Да каждая фраза героев – самостоятельное произведение искусства, я уж не говорю в целом о сценах! «Вскоре этот саван пригодится для флага нашей партии. Чем больше знамен, тем партия сильнее». Или: «Простите, в потасовке вокруг плавок я забыл о главном!» А, каково! Это же надо немалой смелостью обладать, чтобы позволить себе ПОДОБНЫЕ высказывания!
Вот таким излишне эмоциональным и малость сумбурным получился у меня рассказ о ПОТРЯСАЮЩЕМ фильме и ГЕНИАЛЬНОЙ актерской работе…


Lovemity.narod.ru
Рецензии
Напишите мне



Hosted by uCoz