CLASSIC - DANCE OF LOVE  

Classic – Dance Of Love (Классика. Танец любви). 2005 год. Режиссер – Баббар Субхаш. В ролях: Митхун Чакраборти, Мегхна Найду, Викас Бхарадвадж, Химани Шивпури, Навин Нисчол.
«Что есть истина?» - извечный вопрос, мучающий человека перед лицом Абсолюта…
«Что есть истина?» - вопрошал могущественный прокуратор стоящего перед ним обреченного…
«Что есть истина?» - задает вопрос могущественному богу огня обреченный полусумасшедший… Каждое утро… Изо дня в день…
Что хорошо?
Что дурно?
Что ценно?
Что бесценно?
В чем смысл жизни?
Вопросы… Зачастую – риторические… Странные, ибо не предполагают однозначного ответа – разве что попытку разобраться, решить что-то для себя… Понять… Мир. Другого. Себя.
«А вот и наша местная достопримечательность! Ну-ка, попросите его станцевать для нас! Он всегда с удовольствием делает это!»
«Но как же он будет танцевать – ведь его руки и ноги скованы цепями?!»
Глупцы! Разве дело в этом?! Разве цепи могут стать оковами, если душа предается страстному танцу, рассказывая тем, кто готов внимать, свою историю?! Имеющие уши – да услышат…
«Мир забыл мое имя, но я еще помню себя…». Ковер из лепестков цветов, устилающий путь к «храму познания» - святилищу, где в жертву самосовершенствованию ежедневно приносится ограниченность. Духовный гуру Рам Гопал Ачарья (Митхун Чакраборти) разъясняет пастве разницу между пороком и добродетелью, обвиняя во всех смертных грехах средоточие материального – женщину. Но как существовал бы этот мир, если бы не женщина, дающая жизнь? Верно, но необходимо различать: женщина – моя (и каждого из нас) мать, сестра, жена и женщина «для всех». Публичная женщина.
«Луна на небе, а со мной рядом нет никого», - с возбуждающей улыбкой на губах поет в переполненном подвыпившими представителями «сильной половины человечества» зале малышка Доли (Мегхна Найду). Народ беснуется – «Моя! Моя!!!» Каждого и ничья. Публичная. Счастье непосредственного обладания в самой пьянящей форме – возможности. Праздник ожидания праздника. Но, что это? Неужели наша малышка, со стороны кажущаяся свободной ото всего и вся, подобно всем остальным, «привязана» к мечте девушек всех времен и народов – сладкому сну о принце на белом коне?! Мгновенно «минус» меняется на «плюс» - и перед нами во всей красе и блеске индивидуальности («Я, именно Я, хочу быть счастливой») предстает положительная героиня. Правда, зрительскую радость несколько омрачает, так сказать, «затасканность» этой самой мечты… Но это лишь на мгновение.
А где же положительный герой? Да вот же он – Сурадж (Викас Бхарадвадж) – ведет здоровый образ жизни, бегая по пляжу и попутно демонстрируя «модельность» своей внешности. Не принц, а мечта (несколько «деревянный», но тем не менее)! «Любимый! Где же ты?» «Я здесь, милая! Прямо в твоей песне!» («браво» режиссеру монтажа!) Предпосылка создана, осталось только свести наших героев лицом к лицу, что вскоре и происходит. И – очередная банальность. Они полюбили друг друга.
Дальше, как и положено, разлука, правда, не долгая: нашему молодому, красивому, богатому и именитому необходимо слетать в Лондон, где обитает его папа (в не меньшей степени соотносимый со всеми приведенными выше эпитетами), дабы впоследствии приступить к организации крупной компании в Индии уже «без отрыва от производства» - т.е. Доли. Девочка страдает, ее ноги отказываются танцевать (опять этот танец!)… Однако привычные препятствия на пути к счастью в данном случае – не более чем дань традиции. И она (дань) была уплачена.
А потом – телефонный звонок и приглашение героине, принятое ею с энтузиазмом, приехать к герою. В роскошный номер-люкс «многозвездочного» отеля. «Ага! Это что-то новенькое!» - озадачивается зритель. Вы будете смеяться, но это самое «новенькое» сопровождает вас с самого первого кадра, но вряд ли вы об этом догадывались…
Он: «Скажи мне, что у тебя на душе?»
Она: «Правду? Я хочу, чтобы ты стал моим мужем… Пусть в глазах общества наши отношения не обретут официального статуса, но мы ведь выше этого. Я хочу подарить тебе свою любовь…»
Просто так?!
ЗАДАРОМ????!!!!
Не КОЩУНСТВО ли?! В ИНДИЙСКОМ фильме – феномене индийской культуры, ставящей священные узы брака превыше ВСЕГО, утверждается (как в каком-то примитивном европейском или американском кино) право ЖЕНЩИНЫ обладать МУЖЧИНОЙ да еще ВНЕ института брака! Неслыханно! Невиданно!!! Но – история идет своим чередом, как бы невзначай соотносясь с вечной «образцовостью» Ромео и Джульетты (трижды «браво» сценаристам!!!) Nil novi sub soli – «нет ничего нового под солнцем».
«Ты мой Ромео, а я твоя Джульетта»…
«Ты мой Ромео, а я твоя Джанита»…
Текст-комментарий. Как у Мишеля Фуко – Дон Кихот во второй части романа Сервантеса становится комментарием самого себя…
Но шекспировская Джульетта, являвшая собой образец преданной и возвышенной любви, в 21-м веке проходит обработку нормами и ценностями одной из древнейших культур на земле – породившей «Камасутру», превращаясь в глазах папеньки Сураджа-Ромео (Навин Нисчол) в дешевую проститутку, поймавшую в свои сети чистого и непорочного мальчика ради имени и денег. Следует настоятельная просьба оскорбленного родителя к своему другу Ачарье положить конец грязной интрижке, у которой нет будущего.
Вот и очередное доказательство истинности учения Ачарьи – все дело в разнице между «личным» и «общественным»!
«Кто эта девушка?» - обращаясь к Сураджу и не глядя на стоящую рядом с ним Доли.
«Это мой друг»
«Женщина может быть сестрой или женой. Вы изобрели какой-то новый вид отношений?»
Далее следует гневная отповедь-проповедь Ачарьи, сводящаяся к развенчанию «культа личности» Доли в глазах Сураджа. Безрезультатно. Сурадж уверяет подругу, что готов положить жизнь к ее ногам. Однако Доли не желает быть причиной разлада между отцом и сыном, добровольно покинув любимого и вернувшись не только в свой танцевальный бар, но и к забытому было статусу «публичной» женщины…
Ситара Дэви (Химани Шивпури), вырастившая и воспитавшая Доли, как может, утешает ее. Может, все еще устроится?.. Распахиваются двери. На пороге – толпа пьяных мужиков под предводительством какого-то министра, завсегдатая заведения. У него день рождения, и он желает весело отметить его под соответствующие песни и танцы Доли. Но девочка плохо себя чувствует, пытается объяснить Ситара. Опять ей плохо?! Ничего не хочу знать! Давай, начинай! «Танцуй! Танцуй!»
Дежа-вю, бунюэлевский сюрчик – «этот смутный объект желания».
Р-р-раз – и вместо Доли перед разгоряченной алкоголем и возможностью обладания толпой оказывается сама Ситара. Классическая комическая старуха в роли героини. Как вам? «Любимый, любимый!», извиваясь в «эротическом» танце, поет Ситара. Абсурд достигает предела, возвышаясь до трагедии духа, отразившейся, как в зеркале, в трагедии реальной…
Ситара оказывается в тюрьме за убийство, а Доли – в ашраме Ачарьи, прервав на полуслове его ликующую тираду об очередной победе добродетели над пороком (как раз на примере наших Ромео с Джульеттой). «Заблудшая овца» пришла для того, чтобы «великий мудрец» показал ей, блуждающей во тьме, дорогу. Ачарья колеблется, но просьба преданного ученика решает дело в пользу Доли. «Устройте ее в доме для гостей».
«Посмотри на меня! Дотронься до меня! И ты увидишь, что мое сердце полно любви» Нет, это не эротический сон бедненькой Доли, скучающей по своему Сураджу. Это грубая явь – спектакль соблазнения духовного гуру «чистой и прекрасной» (по словам и мнению Сураджа) Доли ради… Да-да, ради примитивной МЕСТИ! Вскоре явь (по всем законом абсурда) плавно перетекает в сон – мучительный и сладкий, преследующий Ачарью неотвязно: «Я пришла к тебе».
«Посмотри на меня! Дотронься до меня!» - очередной комментарий, дотошно повторяющий песенку Доли, но уже в исполнении пытающегося утопить свою боль в алкоголе Ачарьи… И СНОВА абсурд достигает логического завершения, вырываясь из его груди трагическим монологом-диалогом… «Я не испытал в этой жизни ничего! Теперь я хочу всего – жадности, похоти, любви! Я хочу любви!» Разве это противоестественное желание? Разве, по большому счету, это противоречит тем принципам, что он проповедовал?..
Любовная агония все длится и длится, становясь невыносимой… Он – великий и могущественный когда-то – приползает умолять ее – грязную куртизанку – о любви. «Без тебя я не существую! Я не полноценен без тебя!» В ответ – лишь презрение к поверженному врагу вкусившего сладость мести победителя: «Полюбуйтесь, мистер Садананд, чем занимается ваш гуру!» Шок на мгновение. Потом в ответ на изумление ученика ярость, дикая ярость: «Она не проститутка! Она не проститутка!!! Она не проститутка!!!!!» Она стала его, и ничьей больше… Не стала, так станет… Она не может быть такой жестокой…
Покидая ашрам по решению учеников гуру, торжествующая Доли с нарочитым сочувствием передает свои «наилучшие пожелания» Ачарье-джи… Месть свершилась. «Героиня» отомстила «злодею». В последней попытке добиться такой «роскоши», как любовь, Ачарья терпит окончательное поражение – раздавленный и уничтоженный он смотрит странным взглядом вслед удаляющимся Доли и Сураджу (герой приезжает-таки на белом коне, чтобы спасти героиню из лап похотливого кощея)… Разве не так должны заканчиваться «порядочные» индийские фильмы? Разве не ЭТО является их целью и задачей?
«Театр абсурда» Ачарьи сгорает и рушится, превращаясь в реальность абсурда. Словно маятник, раскачивается камера, мастерски передавая смятение героя, заставляя зрителя кожей чувствовать, что творится в эту минуту в его душе… «Что же я сделал не так?.. Неужели мое стремление уберечь благородного парня от сетей, расставленных низкой куртизанкой, является грехом? Но, если это грех, то что же тогда добродетель? Я должен непременно спросить… Мне нужен ответ…»
Доли вышла замуж за Сураджа, дело Ситары Дэви отправили на пересмотр, и вскоре она оказалась на свободе. И кому есть дело до местного дурачка, танцующего на рыночной площади за горсть сладостей? До его вопроса, который он каждое утро задает, обращаясь к солнцу – «ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?!»
Чем не хеппи-энд? Но почему же я не могу отделаться от ощущения чудовищной несправедливости, некоего кощунства, свершившегося на моих глазах?.. Так все ли однозначно и предельно ясно в этой жизни, все ли является тем, чем кажется? Что есть истина?..
Понимая всю его риторичность, мне хочется задать еще вот какой вопрос. Что же не так с этим фильмом, что его наградили самыми позорными эпитетами, поставив на самую низкую ступень, даже не сочтя кинематографом? Да, точек соприкосновения с традиционным индийским коммерческим кино почти нет, но «другое» ведь не означает «плохое»! Или означает? Воистину, «книгу, в которой ты ничего не понимаешь, лучше захлопнуть и сжечь»…
Может, заодно уничтожим и невероятную по разнообразию и удивительную по звучанию музыку Баппи Лахири? А чтобы ему (Баппи то бишь) и впредь неповадно было, обвиним-ка его в чудовищной отсталости, в том, что он остался там же и тогда же, где и когда создал некогда бывшие хитовыми мелодии к «Танцору диско» и «Танцуй, танцуй»… Только вот вам, мои нежно любимые, не помешало бы изобрести предлог поправдоподобнее. Ну, например, что негодяй Баппи нагло принялся плагиатничать у культового А.Р. В это (хоть и с чудовищной натяжкой) еще можно было бы поверить, поскольку мелодии CLASSIC овладевают всем твоим существом, не отпуская еще долго… А такое под силу было проделывать со мной только Рахману. Но я не в претензии! Я же понимаю! Необходимо смешать с грязью все, что имеет хоть какое-то отношение к этому НЕ фильму… Как бы кто-нибудь не усомнился в этой «непреложной истине»…
А как же быть с потрясающей по силе воздействия работой великого актера? Да-да, того самого, что когда-то восхищал зрительские толпы белыми обтягивающими штанами и полураспахнутой рубашкой. А что, он у нас успел стать великим актером? Разве он, подобно Баппи, не остался на том же, «танцоровском», уровне? Ну, да все равно! Пусть в его послужном списке целых три Национальных премии (знаем-знаем, как их там вручают), мы-то уверены, что ничего путного он продемонстрировать не в состоянии… Или не уверены? Не важно – уверим в этом других. Состряпаем кучку разгромных рецензий, народ и поверит. Ведь чтобы усомниться, нужно для начала хотя бы задуматься… А мистер «великий актер» пусть себе, подобно своему умалишенному герою, думает, что до сих пор что-то из себя представляет! Лишь бы так не подумал зритель.
Уж мы об этом позаботимся!


www.lovemity.narod.ru
Рецензии
Фильмы без перевода
Напишите мне



Hosted by uCoz