Chaka (Круг жизни)  

CHAKA («Круг жизни»). Фильм вышел на экраны в 2000 году. Режиссер – Непалдев Бхаттачария. В ролях: Митхун Чакраборти и Дебашри Рой.
Эта история борьбы человеческого духа основана на реальных событиях. Все, что пришлось пережить Непалдеву Бхаттачарии, нашло отражение в судьбе Маника Мандала (Митхун) – главного героя фильма. Он был вынужден эмигрировать в Индию во время войны за независимость Бангладеш, в начале 70-х годов прошлого века. Случай сводит его с семьей вдовы, подобно ему самому приехавшей из Бангладеш с тремя дочерьми. После нескольких лет одиночества Манику кажется, что он, наконец, обрел семью. В старшей дочери вдовы он видит свою возлюбленную из «прошлой» жизни… Несмотря на то, что ему пришлось пережить предательство чувств, он никак не может забыть ту, которую любил тогда… Манику кажется (опять эта «ненадежная» иллюзорность!), что та, с кем он познакомился всего несколько дней назад, тоже неравнодушна к нему. Но однажды он случайно слышит ее разговор со своим возлюбленным и понимает, что привычное одиночество лишь дало ему небольшую передышку, чтобы потом навалиться с удвоенной тяжестью…
Вновь потянулись серые, сливающиеся в бесконечную вереницу, дни: на фабрике – изматывающая работа, в четырех стенах маленькой комнаты в общежитии – воспоминания о Родине. Друзья не раз приглашали его развеяться вечером – выпивка, проститутки. Издевались над ним, не привыкшим к подобным «развлечениям»… В один из вечеров, когда бесцельность существования он почувствовал особенно остро, Маник решил проверить испытанный другими способ решения проблем – в ветхой лачуге было устроено что-то вроде забегаловки, где каждый получал свою порцию забвения. Но избавиться от давивших тяжким грузом воспоминаний оказалось не так легко. Не найдя понимания у «честных» и «добропорядочных», Маник стучится в двери «падшей» и «ничтожной» - проститутки Рины (Дебашри Рой)… Этот растерянный и подавленный человек совсем не похож на тех, кто приходит к ней каждую ночь за «утешением», и женщина впервые чувствует, что нужна как понимающий и заботливый друг, а не соблазнительная кукла. Маник остается у нее до утра…
Потребность любить и быть любимым объединила двух людей в некое немыслимое для «достойного» общества подобие семьи. Маник стал проводить с женщиной все больше времени, не задумываясь об оформлении их отношений, но вскоре случай изменил все.
Однажды ночью, скрываясь от преследования, в квартале «красных фонарей» оказывается раненый парень-наксалит. В надежде на помощь, он стучится в первую дверь. Рина впускает его в дом, людям же, ворвавшимся спустя несколько минут, говорит, что не понимает, кого они разыскивают. Перевязав рану, Рина расспрашивает незнакомца и… Со всей очевидностью понимает, что ее столь привычная в своей обыденной низменности жизнь на самом деле подчиняется лишь воле человека, всегда способного при желании бороться с обстоятельствами. С годами беспросветный мрак, в котором она жила все годы после того, как оказалась в Индии, перебравшись из Бангладеш (условия жизни стали абсолютно невыносимыми), превратился во что-то настолько «освоенное», что воспринимается теперь как нечто само собой разумеющееся. Рина признается, что те солнечные сны, которые она видела в детстве, по-прежнему снятся ей. Возможно, этот парень и прав: не все еще потеряно, нужно только побороть привычку, сделав первый шаг навстречу свету…
Решив, что опасность миновала, ночной гость на рассвете уходит, сказав на прощание, чтобы Рина попыталась претворить в жизнь решение, принятое ею сегодня – коренным образом изменить свою жизнь. Спустя несколько мгновений женщина узнает, что наксалит был убит… Рина словно очнулась от многолетнего сна – она смотрит на сидящего на кровати Маника (приняв накануне изрядную порцию, он мирно проспал всю ночь) и не может найти разумного объяснения всему, что с ними происходит. Вдруг она взрывается, крича, что невозможно продолжать вести жизнь, основанную лишь на животных инстинктах, существовать по инерции…
На следующий день Маник приходит к Рине с цветочными гирляндами и свадебным ожерельем. Он предлагает ей попытаться начать все с начала, на новом месте, создать свой, обособленный от окружающего, мир…
Но, к сожалению, противостоять обстоятельствам оказалось совсем не просто. Пятнадцать лет спустя, мы видим все ту же комнату, но уже потерявшую свой первоначальный новенький и отмытый вид… Семья. Девятилетний сын – школьник, четырнадцатилетняя дочь с врожденной патологией, в результате которой не в состоянии самостоятельно передвигаться… Отец, заработавший на фабрике лишь тяжелое заболевание – туберкулез и не расстающийся с бутылкой… Мать, вынужденная содержать семью, каждый день отправляясь на работу прислугой в мужское общежитие в соседний городок… Мизерная пенсия, причитающаяся Манику за причинение вреда на производстве, вносит свою скудную лепту в семейный бюджет. То факт, что он – мужчина – не в состоянии зарабатывать деньги, приводит Маника в состояние бессильной ярости, которую он гасит либо беспробудным пьянством, либо вымещает на сыне, жестоко избивая его…
Однажды Рина возвращается с работы, толкая перед собой инвалидную коляску. Теперь дочь обретет хотя бы некое подобие самостоятельности. На раздраженный вопрос мужа, откуда у нее взялись средства на это, Рина отвечает, что ей посодействовал один из жильцов общежития, порекомендовавший обратиться к доктору, который помог когда-то ему самому. Однако подобное объяснение лишь разжигает ревность Маника: он ни на секунду не забывал, чем занималась его жена до замужества… Неужели Рина изменяет ему?.. Ему кажется, что это предел: неужели может быть еще хуже?!
Но наступает день, когда Маник, развернув всунутую кем-то в руки местную газету, видит объявление о том, что в связи с участившимися забастовками джутовая фабрика, которой он отдал здоровье и лучшие годы своей жизни, закрывается… Пенсии получившим травмы или профессиональные заболевания больше выплачиваться не будут… Но как же теперь жить дальше?.. Зачем?.. Не проще ли решить все проблемы разом… В воспаленном мозгу Маника проносятся страшные картины… Сначала сына… Потом дочь… Жену… Наконец, себя…
Рина пытается успокоить мужа, но он не слушает ее доводов: нужно прекратить, наконец, эти многолетние страдания, положить конец мучениям, избавиться от этого жесткого мира, который ничего не в состоянии дать таким, как они. Вдруг Маник слышит то, что говорит ему Рина. Она не возмущается, не доказывает, не кричит: сквозь стон-плач лишь слова о том, что пока у нее есть он, с ними ничего плохого не случится. Что она такое говорит?! Ведь он же ни-че-го не может сделать для нее, для своей семьи, он УЖЕ умер… Но Рина, как тогда, много лет назад в ту грозовую ночь, когда Маник пришел к ней в первый раз, прижимает его к себе, утешая, словно маленького… Снова перед нами беспомощный, несчастный человек, но что-то все-таки изменилось: Маник обретал надежду. На рассвете вся семья покинула дом, чтобы снова начать все сначала. Колесо жизни, совершив очередное вращение, покатилось дальше…
Реальная история из реальной жизни реальных людей. Без прикрас и хеппи-эндов. Бесконечное вращение круга жизни может убить человеческое в людях. Но может вывести на новый виток отношений, очищенных страданием. Этот фильм о силе духа, которую не способно сломить ничто. А еще он о любви в ее истинном, жертвенном, смысле. Любовь ведь не красивые слова о том, как кто-то кого-то любит, как готов отдать за него жизнь. Любовь – это тяжкий повседневный труд, понимание, сочувствие, прощение. В судьбе героев фильма нет ничего необычного, экстраординарного. Он привлекает внимание как раз тем, что подобное, к сожалению, случается очень часто. Непалдев Бхаттачария, будучи писателем (он же – автор сценария), а не кинорежиссером («Круг жизни» – его дебют в этом качестве), не претендуя на сверххудожествнность своего фильма, просто выплеснул посредством экрана свои чувства и эмоции. Решительный поступок принес ему успех не только у зрителей, но и у критики: этот фильм завоевал на различных фестивалях несколько наград.
Также нельзя не отметить великолепную работу композитора, удачно передавшего национальный колорит в фоновой музыке и песнях.
Огромнейшая заслуга в успехе фильма принадлежит и исполнителям главных ролей – Митхуну Чакраборти и Дебашри Рой. Дебашри справилась со своей ролью просто блестяще! Ей удалось достоверно воплотить цельный характер своей героини, представив на суд зрителей сильную женщину – жену и мать. Задача актера была несоизмеримо сложнее: показать путь, пройденный героем с «разорванным» сознанием за долгих пятнадцать лет. Это потребовало не только тотального перевоплощения в образ, но и некоей переоценки собственной жизненной ситуации: в начале 50-х годов родителям Митхуна пришлось, подобно Манику Мандалу, эмигрировать из Восточной в Западную Бенгалию. Результатом явилась очередная грандиозная работа, принесшая Митхуну несколько престижных кинонаград. Роль в фильме Непалдева Бхаттачарии, несомненно, является одним из самых ярких достижений гениального актера за последние пять лет.


Фильмы оригиналы
Фильмы с переводом
lovemity.narod.ru
Напишите мне



Hosted by uCoz